Паломническая страница
 

 

Есть удивительные страны, величайшие чудеса природы и зодчества, но есть такие места на земле, где небо близко и где ощущается благодать Божественного присутствия, где обитает Господь..! Таков Афон – монашеский полуостров Греции, таков Синай – хранитель Библейских тайн в Египте. Древнейшие и прославленные на христианском Востоке обители! Как хочется нам рассказать обо всех этих святынях, хотя бы кратко, и совершить небольшое мысленное паломничество к каждой из них.

 

Святая гора Афон

 

Святые горы Синая

С древних времён устроения христианской Церкви зародился совершенно особый вид духовного подвига: странничество (или паломничество) ко Святыням. Желающий поклониться Святому месту пилигрим совершал иногда многодневное путешествие, сопряжённое не только с лишениями, но и с опасностями для жизни от разбойников и иноплеменников. Конечно, одним из самых вожделенных христианскому сердцу мест была Палестина – родина Иисуса Христа.

Святой град Иерусалим в Палестине

см.далее...

Святая Земля, Иерусалим, Гроб Господень... Эти названия с младенческих лет знакомы всем христианам, живущим в разных странах. Уже в первые столетия по Рождестве Христовом благочестивые богомольцы и богомолицы предпринимали паломничества к местам земной жизни Иисуса Христа. В начале IV в. Святую Землю посетила св. равноапостольная Елена — мать императора Константина Великого. Много потрудившись, св. царица Елена возвела величественнейшие храмы на святых Евангельских местах и щедро благоукрасила их иконами, росписями и церковной утварью.

После того как Господь наш Иисус Христос был снят с Креста для погребения Иосифом Аримафейским, иудеи, взяв Крест Господень и два других креста, на которых были распяты разбойники, зарыли их в землю в тайном месте. Прошло немного времени, и на Голгофе по при­казу римского императора Адриана (117—138) построили языческий храм. Но Промыслу Божию угодно было явить миру как священную Голгофу, так и обагренный бесценной кровью Богочеловека Крест самым торжественным и дивным образом.
Случилось это так. Римский император Константин Великий в начале IV века, накануне битвы с одним из своих противников, Максенцием, находясь с войском близ Рима, увидал на небе огненный крест, на котором сияла надпись: «Сим побеждай».

Это чудесное явление наблюдало и все войско его и сочло худым предзнаменованием. Но в ту же ночь Константину явился Сам Иисус Христос с крестом в руках. Господь обещал победу императору, если тот освятит воинское знамя изображением креста. Константин с радостью исполнил повеление Божие. Он вызвал мастеров и приказал сделать знамя. И крупно начертать на нем знак Христа: две перекрещенные буквы «X» и «Р».
Вскоре произошла битва, и Константин, хотя войско Максенция было вдвое больше; победил врага. С тех пор он стал защитником и покровителем христиан.
По просьбе императора его мать, царица Елена, отправилась в Иерусалим и после долгих поисков нашла место, где был скрыт Крест Господень. Среди других двух крестов его узнали по чудесам, которые Господь совершил через него. Святой Крест приложили к женщине, страдавшей тяжкой болезнью, и она тотчас исцелилась. Другое чудо было еще поразительнее: на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы на кладбище, стали поочередно возлагать кресты. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, но как только возложили Крест Господень — покойник ожил.

 
Святая гора Голгофа, место на котором был воздвигнут Крест и распят Господь

  Икона с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Слава чудес от Креста Господня привлекла к Голгофе множество народа. Все горели желанием поклониться ему. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий встал на высокое место и воздвиг Животворящий Крест. Увидев его, люди пали на землю и с радостью и благоговением взывали: «Господи, помилуй!»
Царица Елена оставила половину Креста в храме Гроба Господня, а другую половину вместе с гвоздями послала сыну своему Константину Великому. Благочестивым путешественникам по­зволялось брать с собой небольшие частицы от оставшегося в Иерусалиме древа, так что в скором времени части Животворящего Креста Христова были разнесены христианами по всему миру.
Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 году по Рождестве Христовом. Затем приступили к созданию на этом месте храма во славу Воскресения Христова, и по сооружении его через десять лет и обновлении (13 сентября 335 г.) установили ежегодно торжественно праздновать Воздвижение Чертного Креста Господня в четырнадцатый день сентября. В этот день положено соблюдать пост ради крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа.

Тропарь праздника, глас 11

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак праздника, глас 44

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, неповедимую победу.

 

Отрывки из книги " Русский Иерусалим"

Следуя годовому кругу праздников — приблизились мы к Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня. Храм Воскресения включает в себя то место, где был найден Крест Господень. Если от Голгофы пойти дальше по коридору вокруг греческого храма (Каталикон), мимо Камня бичевания, то следующая дверь, а за ней крутые ступени вниз приведут нас в армянский придел св. равноапостольной царицы Елены, отсюда снова по крутой лестнице вниз — оказываемся в глубокой нише. Здесь нависающая скала оставлена естественной. Хоть она и закопчена свечами, но очень белая, даже удивительно, какая она белая скала. Под этой нишей был найден Крест Господень.
Наверху сохраняют окошко, откуда св. равноапостольная царица Елена подбадривала копающих землю рабочих. В окошке горят лампады. Здесь в простые дни тихо и никого не бывает (когда приходим на ночные службы). Кланяемся месту, где найден Крест Господень. Припадаем к мраморной плите с восьмиконечным изображением Креста и переносимся в самые далекие и чудные времена.

 

. Придел св. равноапостольной царицы Елены представляет собой подземный храм (29 ступеней вниз) и находится в храме Воскресения Христова направо от лестницы на Голгофу. Здесь святая царица производила раскопки Креста Христова и здесь состоялось его опознание. В XII веке армяне, которые купили это место у абиссинцев, устроили на месте древней крипты (IV в.) свой храм, существующий по сей день. В храме несколько престолов: св.царицы Елены (справа от него окно в скале, через которое св.Елена наблюдала работу по откапыванию Креста Господня); свт. Григория (Просветителя Армении); а также малый придел Благо­разумного разбойника Дисмаса.

Придел Обретения Креста Господня — находится на дне древней лощины, которую откопала св.царица Елена в поисках Креста Господня. В этот самый низкий придел храма Воскресения Христова паломники попадают, спустившись из придела св. царицы Елены вниз по 22-м железным ступеням. Место это — бывшая лощина «Юдоль мертвых», куда в древности повергали тела распятых с их крестами. На месте обретения Креста — мраморная плита. Справа железной пластинкой под православным престолом обозначено место, где от прикосновения к Животворящему Древу Креста воскрес умерший. Слева находится католический престол со статуей св.царицы Елены с обретенным Крестом.

 

Святыня не только напоминает нам события, но таинственно хранит их. Одна матушка у нас в монастыре рассказывала, что в Страстную среду освобождается от заграждения (стекла) камень бичевания и весь день люди прикладываются к самому камню. Многие обвивают его лентами и те потом имеют целебную силу — ими обвязывают больное место. А иные, припадая к камню, слышат, как 2000 лет назад по улицам старого города шла процессия на Голгофу со Святым Крестоносцем. Эта матушка тоже помолилась и припала к камню с тайным желанием и верою, что услышит, быть может, звуки того далекого времени. И вот она действительно услышала топот копыт, окрики, лязг железа, вздохи, смех, говор, стук и топот толпы, идущей по каменным улицам Иерусалима.
Она с удивлением и страхом подняла голову — может, кажется? Может, враг искушает? И чтобы убедиться второй раз, перекрестившись, припала к камню — да! Это действительно ведут Спасителя по Крестному пути... Третий раз эта матушка не осмелилась припасть к камню — боялась потерять полученную благодать... Да и у плиты с Крестом на Воздвижение Креста Господня я тоже видела толпы стремящихся людей. Кто шел с верой и просьбой, кто с желанием и любовью, а кто со слезами, содрогаясь и благоговея. Господи, Господи, врата ада не одолеют Твоей Святыни! Скромные камни, пыльные камни, молчаливые камни — самое дорогое и Святое место на Земле. На праздник Воздвижения служил Сам Патриарх с сонмом архиереев. Пел искусный греческий хор. Для нас пение необычное, но с той же верующей душой и молитвой к Богу. Возгласы на обедне мы уже почти знаем и поэтому стоим как на своей Литургии, понимая смысл происходящего.
Потом — Крестный ход в Храме Воскресения, сопровождаемый огромной толпой паломников — на этот праздник все спешат собраться в Храм Воскресения и приехать из других мест и стран. Больше всего, конечно, греческих паломников. О, если бы сюда пустили верующую Россию, что за ликование было бы! Крестный ход последовал на место обретения Креста, потом на Голгофу, где Крест воздвигался.
Трудно передать чувство от большого торжества, от множества народа и радости праздника. Хорошо молиться уединенно в келье, но как удивительно увидеть такое пышное торжество и принять в нем участие.

 
Православный придел на Голгофе в храме Воскресения Христова

Святая Земля.

Чуть в дымке синей утопая
От света солнечных лучей,
Ты так прекрасна, Палестина, Достойна риторских речей.

Скользят холмы, перетекая
С горы на гору в высоту,
Как бы беззвучно воспевая Волнистых линий красоту.

И неизменным белым камнем Отмечен всякий горный склон,
И Иудея с Идумеей,
Гора Хорив и Елеон.

Кого воспел пророк, взывая
В псалмах и песнях к небесам, Через природу познавая,
Как этот мир творил Ты Сам.

Что сотворил Ты землю эту,
И всё на ней благословив,
Отдал избранному народу,
Любовь Свою к нему пролив.

Безпечность убежит из сердца, Глубоких чувств полна душа
Под видом странника обходит Христос ту землю неспеша.

Твоё на ум приходит Имя
При входе в Иерусалим,
Здесь каждый камень повествует
И дышит Именем Твоим.

У Овчей поднял Ты больного
И в синагоге Ты учил,
И Золотыми воротами
Царь Иудейский проходил.

И улиц узких повороты
Расскажут дней Твоих итог,
Ты падал под крестом тяжелым, Когда нести его не мог.

Ты не лишил небес простора, Красы земли не изменил,
Когда главу Свою святую
На крестной смерти преклонил.

Любви и Свету непонятна Отмщенья жёсткая рука,
Ты снова нас благословляешь, Хранишь святыню чрез века.

На Гробе тихое мерцанье
Лампад и восковых свечей,
И шелест рясы, вздох, поклоны Слышны молящихся людей.

Я — худший раб, но в те минуты,
Вдыхая сладкий аромат
И забывая все невзгоды,
Стою как Сын, Тобой объят.

Какое я благодаренье
Воздам Тебе, Царю Царей,
Когда в немом благоговеньи, Склоняюсь над Плитой Твоей?!

И на Голгофе пред Тобою Поверженный, но вновь грешу...
Прости меня,— к Тебе взываю,
С разбойником Тебя прошу.

Нет, не оставить Землю эту,
Умом и сердцем вновь иду, Сверяя жизнь с Твоим Заветом,
В Святую дивную страну.

   

Кувуклия - священная часовня над Гробом Господним в храме Воскресения Христова

 

 

Придел Ангела с чашей посредине, в которой находится часть камня отваленного от Гроба Господня

Святый град Иерусалим.

Христианская часть старого города со множеством храмов, справа два купола храма Воскресения Христова.