Синай
 

 

    На исторической карте Святой земли не много найдется мест, сравнимых по своему значению с Синайской горой и расположенным у ее подножия монастырем Святой Екатерины. На протяжении столетий это место, затерянное в глубине гористой пустыни Синайского полуострова, привлекает миллионы паломников. Ведь именно Синай описан в Священном Писании как пространство встречи Бога и человека, избранное свыше для неоднократных Богоявлений и небесных откровений.

Моисей у Неопалимой купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай). В соответствии с текстом библейского рассказа Моисей изображен перед Неопалимой купиной развязывающим сандалии, дабы не нарушать святости этого места. Византия, 13 век.
 

Куст Неопалимой Купины, произрастающий на том же священном месте в монастыре св. Екатерины (Синай).

Здесь из среды горящего и несгорающего куста — «Неопалимой купины» — Господь говорил со Святым Пророком Моисеем. Сам Бог назвал место явления Своего землею святою, и повелел Моисею вывести из египетского плена сынов Израиля, а затем совершить служение на Синайской горе, называемой также горой Божией Хорив.

 
Место явления Божией Матери в кусте Неопалимой Купины пророку Моисею. Монастыь св. Екатерины (Синай).

В третий месяц по исходе из Египта Пророк Моисей привел народ в Синайскую пустыню, взошел на вершину горы и опять говорил с Богом, Который дал ему десять заповедей и продиктовал множество иных законов. Записав все слова Господни, святой Моисей соорудил под горою первый жертвенник — прообраз всех будущих алтарей. После этого Святой Пророк еще раз поднялся на Синайскую гору и сорок дней пребывал в огненном облаке, в котором явился Бог, вручивший здесь святому Моисею свой Закон, записанный на двух скрижалях-откровениях.

Паломники на горе св. пророка Моисея встречают рассвет.
 
 

Так в библейском повествовании именно Синай назван местом Завета — священного договора Бога и народа, — ставшего ключевым моментом всей мировой истории.
Несколько столетий спустя Синай снова становится местом Божественного откровения, на сей раз другому великому Пророку — Святому Илье, укрывшемуся от гнева царицы Иезавели в пещере на горе Хорив, к которой он шел, постясь сорок дней .

Бог явился Святому Пророку Илие уже не в огненном облаке, а в веянии тихого ветра. Отшельничество Святого Ильи Пророка, говорившего на Синае с Богом, стало священным образцом подвижнической жизни для первых христианских монахов, подобно Пророку укрывавшихся в Синайской пустыне и посвятивших себя Богу.

 

Когда на Синае появились христианские отшельники, точно неизвестно. Ценнейшие сведения дошли до нас в тексте «Путешествия по Святой Земле» знатной паломницы Этерии, посетившей Синай в конце IV века. Она рассказывает о многочисленных монахах и нескольких епископах, а также о трех церквах, существовавших уже в это раннее время: на вершине Синайской горы, на ее склонах и внизу у подножия, на месте Неопалимой купины. Около последней церкви, основанной святой равноапостольной Еленой на месте будущего Синайского монастыря, располагался красивый сад, как чудо в пустыне в течение веков поражавший воображение паломников. Монастырь в древнейших источниках именовался «Неопалимая купина».

 

Монастырь св. вмч. Екатерины.

Расцвет монастыря приходится на VI век, когда византийский император Юстиниан, по словам своего историка Прокопия, «воздвиг церковь, посвященную Богоматери, не на горных вершинах, но далеко внизу у подножия горы». По приказу императора были возведены мощные крепостные стены и создан военный гарнизон, в задачу которого входила не только защита синайских монахов, но и охрана важнейшего сухопутного пути, связывающего Египет и Палестину.

Важным моментом в истории монастыря было его новое посвящение Святой Великомученице Екатерине. Долгое время святые мощи Великомученицы Екатерины пребывали в неизвестности и были открыты лишь через двести с лишком лет после ее кончины. Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30—40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, основанной византийским императором Юстинианом за 800 верст от Александрии, были чудесно извещены свыше, что мощи Святой Великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря.

 

 

Икона и плащаница с житием св. вмч. Екатерины, хранящиеся в монастыре .

Житие св. вмч. Екатерины см. далее...

Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, им указанной. Рассказ об обретении мощей приводит первый русский паломник, описавший путешествие на Синай, священноинок Варсонофий: «И лежало тело ея на святой горе больше трех сот лет, никому не видимо, дондеже проявил Господь Бог святому старцу в Раифском монастыре: на высоце горе лежат мощи; и повеле мощи ея положити во святей церкви, монастыре святые горы Синайския. И пошед же старец во святый монастырь Синайский, и сказа им глаголющим между собою: где есть высокая гора?

И отпустиша священницы и клирики со всеми кандилы, со свещами на взыскание, отпустиша их по числу восемь. И егда изыдоша из монастыря и недоумеющимися им, куда пойти, срете их святый ангел в монашеском образе и рече им: аз вем путь к высоким горам. И поведе их ангел. Егда возведе их на гору высокую, идеже лежат мощи святыя Екатерины, и невидим бысть от них. Святии же отцы с радостию и со страхом взяша святыя мощи великия мученицы Екатерины и несоша во святый монастырь Синайский и с псалмы и песнями, и положиша в велицей церкви близ святаго престола на правой стране, идеже и доныне лежат».

Гора, о которой идет речь находится рядом с горой Святого Пророка Моисея и ныне так и называется — Джебель Катарина (гора Екатерины). Это самая высокая гора Синая — высотой 2 642м над уровнем моря. Русский путешественник описал вершину горы: «Весь верхний остов Екатерининской горы, похожий на шею церковного купола, есть тонкозернистый и весьма плотный гранит беловатого цвета со слабым отливом багряности, опаленной солнечным жаром. Темя его ровно, но в окружности очень мало. На нем кое-как состроена из диких камней низменная хижина, в которой нет ни алтаря, ни иконостаса, ни святых икон. Из самой средины его выдается выпуклый отпечаток женского тела, лежащего грудью к небу, но не без головы. Плечи и перси видны ясно, а остальные части с оконечностями протянутых рук как бы прикрыты плащаницею. Немного ниже темени на одной скале видны круглые ямки. Давно существует поверье, что эти ямки суть следы ангелов, принесших сюда мощи Святой Екатерины, а сказанный отпечаток в граните образовался в то время, когда древние отцы подняли сии мощи для перенесения в новосозданный монастырь».

 

 

Отшельники, движимые религиозным одушевлением и вспомоществуемые благодатию Божией, преодолели все трудности пути и скоро достигли вершины, где обрели святые мощи Великомученицы Екатерины нетленными и благоуханными: на вершине горы покоились глава и левая рука Святой.

 
Святые нетленные мощи великомученницы Екатерины: левая длань и честная глава, хранимые в Синайском монастыре.
 

Неисчислимые чудеса, проистекавшие от мощей Святой Великомученицы, благоговейно записывались и хранились насельниками монастыря.

Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть то же мученичество в сущности своей, лишь для поверхностного невежественного взгляда представляясь чем-то иным, неопределенным. Подобно мученичеству, монашество требует, чтоб ему предшествовало отречение от мира. Как подвиг мученичества начинается различными терзаниями тела, а совершается смертью его: так и подвиг монашества начинается отсечением своей воли и своих разумений, отречением от плотского наслаждения, а совершается умерщвлением души и тела для греха, оживлением их для Бога.

 

Встав против греха до смерти, купив победу над ним непощадением тела в усиленных, сверхъестественных подвигах, многие иноки с величайшею удобностию перешли от подвига иноческого к подвигу мученическому по сродству между собою этих двух подвигов, заключающихся в отречении от мира и от себя. Как подвиг мученичества непонятен для гордого, служащего тлению мира, представляется для него буйством: так непонятен и странен для него подвиг монашества.

 
Пустынный скит преподобнаго Иоанна Лествечника, в котором он жил и подвизался недалеко от монастыря св. Екатерины.

Мученики по мере совершения подвига начинали обнаруживать обилие благодатных даров: точно так и в иноках благодать Божия открывала свое действие по умерщвлении их для греха, усиливала это действие по мере того, как усиливалась в иноках их святая мертвость. Подвиг всякого инока — сверхъестественен: он непременно должен быть сопряжен с победою скотоподобного свойства телесного, соделавшегося по падении принадлежностию каждого человека.

 

Подвиг некоторых святых иноков кажется более непостижимым по сверхъестественности своей, нежели даже подвиг мучеников. В этом можно убедиться, прочитав жития преподобных Марка Фраческого, Онуфрия Великого, Марии Египетской и других великих подвижников.

(из книги "Святая великомученица Екатерина" Изд."Сибирская Благозвонница", 2005 г.)

 

Душа моя, о главном помолчим.
Теперь не время пустословить зря.
Бог — это Свет. И Он неизъясним.
Он на кресте распялся за меня.

 

 

на гл. страницу...