|
|
Начать разговор хочется с того, что говорить от лица Православной Церкви у нас нет полномочий. Значит, высказать мы сможем лишь свое частное мнение. Вообще это редкость, когда Православная Церковь в лице своих иерархов выносит свое суждение по поводу того или иного художественного произведения. Так было со скандальным фильмом Скорцезе «Последнее искушение Христа». Настолько резонанс в обществе на этот фильм был резким, что Патриарх был вынужден обратить внимание и обсудить его, гласно выразив свое неприятие богохульного трактования последних евангельских событий из жизни Христа. |
Подобного гласного обсуждения фильма «Страсти Христовы» не происходило, так как этот фильм своей целью имел не свободную интерпретацию евангельского текста, а наоборот, - его возможную повествовательную точность. Иногда по выразительности своей может быть излишне натуралистическую.
Можно сразу сказать, что подобный фильм не мог бы родиться в православной культуре. По многим этическим религиозным причинам православному сознанию претит изображение Христа или Божией Матери, сыгранных простым смертным актёром. Но если фильм родился в католической атмосфере, из этого вовсе не следует, что Православная Церковь не в состоянии до некоторой степени ассимилировать и принять этот труд. В этом отображается некая творческая свобода Божественного Промысла: действовать таким образом, чтобы всё привести к пользе и ко благу. Господь даёт нам некоторые вещи, которые мы сами создать не можем, но можем использовать их для блага Церкви. В конце концов, не православные люди создали Интернет, но это не означает, что православный человек не может пользоваться этой всемирной сетью. Точно так же и с языком кино или литературы: если я не снимаю кино или не обращаюсь к художественному творчеству, то лично я не буду и осуждать людей, которые это пробуют. Остальное - это уже вопрос веры, вкуса и талантливости автора. С нашей стороны, мы вольны принять решение: смотреть нам такое кино или нет. Лично моё мнение об этом фильме таково. Фильм сделал больше положительного, нежели отрицательного для нашего средне статистического невоцерковлённого зрителя, открывая ему возможность стать соучастником евангельских событий, и подталкивая такого зрителя к чтению Первоисточника.