|
Цитаты из книги "Преображение" Александра Г..
Чтобы оперировать абстрактными понятиями "разум", "чувства", и им подобными, надо иметь соот-ветствующий уровень развития. Достаточен ли ваш уровень развития для понимания того, что разум и чувства человека зачастую являются проявлениями Причины более высо-кого порядка? Рассматривая эво-люцию, например, этносов или растений, мы имеем дело с огромными временными интервалами. Поучительно рассмотреть эволюцию (самопроизвольную?) каких-либо человеческих творений, например автомобилей. Но зачем так далеко ходить? Наблюдая свой собственный внутренний мир вы можете видеть действия Творца в реальном масштабе времени. Итак, основная аксиома – существование Бога – благой разумной Силы, творящей как материальный мир, так и внутренний мир человека. |
|
Цитаты из христианской святоотеческой литературы.
Логическое несовершенство чело-веческого разума обнаруживается в апориях (в переводе с греч. - смущение, беспомощность; термин ввел Аристотель). Известны апории Зенона. Антиномичность разума, стремящегося постигнуть безусловное, показал Кант. Основным источником богословских истин является не логика разума, а Божественное откровение.
Священное Писание, величая праведника, живущего верой, называет мудрость (евр. - даат, греч. - софия) высокой добродетелью, которая подается Богом как дар: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум» (Притч. 2, 6). Разум разуму рознь. Есть горделивый разум нашего падшего естества, от которого скрыто по причине его слепоты высшее знание - познание Бога и законов духовного мира. Истинная мудрость дается человеку с даром Святого Духа и через Него. Как свидетельствует священный писатель: «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6, 9-10). Великие богословы нашей Церкви (святители Афанасий Великий, Василий Великий, блаженный Августин, святитель Григорий Палама, святитель Филарет Московский и другие) не только были совершенны в вере, но и одновременно обладали могучим интеллектом, обширными познаниями.
|
То, что вы умеете читать, ещё не означает понимания прочитанного. Итак, обратимся к аллегорическому толкованию Священного Писания. |
|
К чтению книг Ветхого Завета должно преступать, только просветившись евангельским светом. Тогда сознание, духовно очищенное, сможет увидеть в Священной истории действия Божественного Промысла, ведущего человечество от вечной смерти к блаженной жизни. Иначе мы привносим в восприятие священных текстов наши земные ценности (этнические, политические и прочие симпатии и антипатии). |
Невозможно понимать буквально и слова Христа о сокровищах на небе (Мф 6.20). Таким образом, слово "небо" Иисус Христос употребляет аллегорически, уподобляя некий объект нашего внутреннего мира всем известному объекту материальному. Вспомним такой фрагмент Откровения Иоанна Богослова: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них" (Отк 12.7). О чём это? О неких воздушных боях, наподобие авиационных сражений второй мировой войны? Понятно, что и здесь слово "небо" употребляется аллегорически. Теперь обратимся к описанию сотворения неба и земли в книге Бытия или к описанию сотворения нового неба и новой земли в Откровении Иоанна Богослова. Почему вы считаете, что указанные тексты говорят о материальных небе и земле? |
|
Священное Писание и Священное Предание хранит богооткровенные истины о Боге и домостроительстве нашего спасения, принятые Церковью как непререкаемые и обязательные. Господь открывал необходимые для веры и спасения истины через пророков и апостолов постепенно, на протяжении многих веков. Они даны в священных библейских текстах законоположительного, учительного, исторического и пророческого содержания. Поэтому с рождением Церкви возникла необходимость в их раскрытии в богословских категориях и понятиях, в систематизации и изъяснении. Труд этот был начат святыми отцами и учителями Церкви (Оригеном, святителями Кириллом Иерусалимским и Григорием Нисским, блаженным Феодоритом и другими). Творение преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» (VIII век; русское издание: СПб., 1894; репринт: М., 1998; Творения. М., 2002) явилось выдающимся событием в деле полной систематизации догмати-ческого учения. Работа эта продолжалась и в последующие века.
из книги свящ. Афанасия Гумерова "Вопросы священнику".
|
Небо есть то, что облекает как видимые, так и невидимые творения. Ибо внутри его заключаются и ограничиваются постигаемые только умом силы Ангелов, и все то, что подлежит чувствам. Неописуемо же—одно только Божество, Которое все наполняет и все обнимает, и все ограничивает, так как Оно—выше всего и все сотворило. Посему, так как Писание говорит о небе и небе небесе и небесах небес и блаженный Павел повествует, что он был восхищен до третъего небесе,—мы говорим, что под создашем небо при сотворении всего Mipa мы понимаем то небо, которое внешние мудрецы, присвоив себе положения Моисеевы, называют безъзвёвздным шаром. А сверх того, небом назвал Бог и твердь и повелел ему быть посреде воды, приказав ему разлучать между водою, яже была над твердию, и между водою, яже была под твердию.
из книги преп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» (VIII век).
|
Поприсутствуем на судебном заседании. Богатые говорят христианам: в вашем Священном Писании сказано, что Бог пребывает на небе. Мы рассматривали небо в телескопы, летали туда на самолётах и на ракетах, однако Бога там не нашли. Христиане отвечают: небом в Священном Писании называется некое место внутреннего мира. Хорошо. Следующее заседание – о семи днях творения. Мы знаем – говорят богатые – что эта вселенная произошла от большого взрыва в результате которого возникли элементарные частицы, затем атомы, и далее, и далее до возникновения планеты Земля, геологических эпох, эволюции, и нас с вами в конце концов. В ответ христиане начинают соотносить Библейское повествование о сотворении мира с историей мира материального. Но, давайте будем последовательны. Если небо – внутри нас (как и семена, плоды, таланты, богатство), то внутри нас и некие объекты мира мыслей и чувств человека обозначаемые в притчах как солнце, луна, звёзды, земля, море, растения, животные.
|
|
Небеса поведают славу Божию, mвopeнie же руку Его возвещает твердь. (Пс.18) О видимой только лепоте небес, видимаго их величия, говорит Пророк, и достаточно ли этого, чтобы проповедать силу Создателя? Если кто видит великое и красивое здание, тот дивится строителю дома, и кто разсматривает хорошо и красиво устроенную ладью, тот представляет в мыслях строившего судно, и при воззрении на изображение сама собою приходит мысль о живописце; тем паче видимая тварь взирающих на оную руководствует к Создателю. Пророк же упомянул о небе и о тверди, сообразно ъ учением великаго Моисея; потому что и он сперва сказал о сотворении неба, а потом повествует о создании тверди, которую Бог, как сказано, наименовал также небом (Быт. 1, 8). Никому да не покажется странным именование: небеса, употребленное во множественномъ числе. Ибо Писанию обычно употреблять сиe именование, иногда в единственном, а иногда во множественном числе. И в единственном числе именует блаженный Давид; ибо говорит: небо небесе Господеви (Псал. 113, 24); и еще: одевающему небо облаки (Псал. 146, 8). Но он также и в числе множественном говорит: хвалите Его небеса небес (Псал. 148, 4). И сie имеет тоже значенie, что и выражение: небо небесе Господеви. Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимого есть тоже, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес.
Толкование на псалтирь блаж. Феодорита епископа Кирского (V век). |
Невозможно понимать буквально повеление Иисуса Христа вкушать Его Плоть и Кровь. Почему же вы считаете, что Ветхозаветный запрет вкушения крови животных буквален, то есть говорит о материальной крови материальных животных? Только лишь потому, что именно так – по плоти эту заповедь понимает большинство людей? Апостол Павел говорит: "закон духовен" (Рим 7.14). Что это означает? Пока мы не знаем значения слова "дух" и его производных, однако, позвольте предложить вам такое понимание: закон - разумен, рационален. Какое разумное объяснение можно дать запрету вкушать материальную кровь? Кто-нибудь, вспомнив Библейский текст, скажет: вместе с материальной кровью мы съедаем некий загадочный нематериальный объект – душу. Так? Прочтите ещё раз, внимательно: "плоти с душею её, с кровью её, не ешьте" (Быт 9.4). Если понимать написанное буквально, то материальная кровь и есть душа, а значит, душа – материальна. Или это только у животных? |
|
Из Деяний святых апостолов известно, что они рассудили не возлагать на обращающихся из яычников «никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 28-29). Также 63-е Апостольское правило запрещает и клирикам и мирянам «ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину».
С самых древних времен запрещалось употреблять в пищу кровь (Быт. 9, 4). В основе такого запрещения было понимание крови как вместилища души (Лев. 17, 11). Это запрещение подтвердил Апостольский Собор в Иерусалиме (Деян. 15, 20, 29). 63-е Апостольское правило, конкретизируя определение Иерусалимского Собора, за нарушение этого запрета предписывает извержение из сана (епископа, пресвитера и диакона) и отлучение мирянина. Запрещение христианам вкушать кровь подтвердил 67-м правилом Шестой Вселенский Собор (880-681). Удавленина — тело животного, умершего в тенетах или удушенного каким-либо иным способом. Есть его нельзя, потому что в нем осталась кровь. Звероядина — животное, умерщвленное или поврежденное зверем. Его также нельзя вкушать. Приведенные из 63-го Апостольского правила слова: «мясо в крови души его» взяты из книги Бытия (9, 4) (по-славянски). В русской Библии этот стих переведен так: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте». |
Продолжение следует...
к вопросам... |
|
см. далее... |
|
|