Мы предлагаем Вашему вниманию краткий обзор по учению и методам воздействия тоталитарной секты « Церковь Христа» (далее ЦХ).
Все началось 1 июня 1979 года, когда в городе Бостоне (США), по инициативе пастора одной из протестантских общин, относящейся к Методистской церкви, Кипа Маккина (Kip MacKean) в гостиной его близких друзей Боба и Пэт Гемпел, собралась группа из 30 человек. В тот вечер собравшиеся приняли решение основать новую общину, которая не была бы похожа ни на одну из существующих. За первые десять лет существования «церкви» число последователей МакКина возросло во много тысяч раз и новые «церкви» открылись в десятках городов многих стран мира.
В 1993 году на Украине появились проповедники нового учения, называющие себя «Церковью Христа». Многие сочли, что вдобавок к баптистам, адвентистам и пятидесятникам в нашей стране начала действовать еще одна протестантская деноминация. Однако это не так. Из-за неведения украинских государственных органов, на Украине была зарегистрирована чрезвычайно активная и опасная тоталитарная секта, с которой борется общественность во многих странах мира.
Чем же объясняется такой невероятный успех нового культа?
Прежде всего, удачным сочетанием крайне примитивного, буквалистического толкования христианства с необычайно агрессивными методами воздействия на личность. Цель, которую преследуют проповедники ЦХ состоит в подавлении критического чувства и мыслительных способностей человека. Характерной особенностью секты является система «наставничества», согласно которой каждое слово «наставника» становится высшим законом для «ученика». Хотя ЦХ и утверждает непререкаемость авторитета каждой буквы Священного Писания для своих членов, на деле единственным критерием истины становятся слова «наставника». ЦХ прибегает к классическим методам вербовки, использующихся в большинстве тоталитарных культов. Ее характерной особенностью является детально разработанная система психологического давления на самих членов секты и на всех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. Это давление носит как личный, так и групповой характер. Вот некоторые их методы.
1. Навязчивость. К Вам пристают на улице, в магазине, в институте, на работе. Сектанты-миссионеры буквально липнут к Вам. Стоит только поддаться на настойчивые просьбы оставить свой домашний телефон, и Вас непрерывно будут атаковать звонками, приглашать в «библейские кружки» и на богослужения.
2. Ни минуты свободного времени. Если Вы все-таки начнете посещать их собрания, то убедитесь, что ежечасно и ежеминутно будете заняты. Напряженная система «евангелизации», изучения Библии и «богослужения» - все под неусыпным надзором наставников и старейшин не даст Вам времени задуматься, остановиться и поразмыслить, что с Вами происходит. Все Ваши личные дела пойдут при этом прахом. Через некоторое время наставники посоветуют Вам вообще отказаться от личной жизни.
Как и в любой секте, там очень жесткий график.
Каждое воскресенье — молитвенное собрание с «причащением» (практически на весь день). Во вторник — так называемое «семейное время», то есть встречи по домам, небольшими группами (это называется «малой церковью», или «домашней церковью»). В этих малых группах проводятся еженедельные денежные сборы, за результаты которых несет ответственность лидер группы. Каждому участнику выдается конверт с его фамилией, так что лидер прекрасно знает, кто сколько пожертвовал, и может применить меры воздействия на тех, кто, по его мнению, недодал. (Сам Маккин, его жена и их трое детей живут в роскошном доме стоимостью в 400 тысяч долларов в престижном районе Лос-Анджелеса , то есть жизнь им обеспечена вполне спокойная и респектабельная, хотя, если сравнить ее с жизнью лидеров других сект, например, Муна или руководителей сайентологов, она окажется несколько поскромнее). В пятницу - групповое изучение Писания, так называемая «Беседа о Библии». Они собираются где-нибудь на квартире или в институтской аудитории и приглашают самых разных людей. Например, еще недавно каждый адепт должен был «пригласить» (то есть привести на собрание) не менее трех человек в неделю, иначе он будет сурово наказан перед всем собранием. Вот так и получается, что пристающие на улице к каждому прохожему сектанты часто проповедуют не потому, что «от избытка сердца говорят уста», а из самого банального страха наказания и чувства соперничества. Раз в неделю — вечер социального общения, где все должны собраться и общаться друг с другом. В субботу — обязательное свидание: чтобы стать другом и подругой, затем женихом и невестой, а потом мужем и женой. Ходить на свидание можно только с членом церкви, с одобрения или указания «наставника», в сопровождении одной или нескольких пар.
Спать больше 6 часов членам секты не рекомендуется. Каждого, кто спит больше, называют чревоугодником.
3. Групповое давление. Вы уже стали членом группы. У Вас больше нет никаких секретов. На каждого члена постоянно оказывается давление, чтобы он подчинился воле большинства. Широко практикуются общественные поощрения и порицания. Любое критическое замечание в адрес лидера немедленно клеймится как проявление греховного состояния души. Ваши лидеры всегда правы. Никакой критики не позволяется в их адрес.
4. Лишение сна. Вам постоянно советуют переселиться в одну из общих квартир, обычно весьма переполненную членами секты. Вы уже забыли, когда в последний раз Вам удалось выспаться. Чаще всего Вы ложитесь глубоко за полночь, а вставать положено в шесть утра. Вам никогда не удается остаться одному и подумать.
5. Нехватка питания. Вы уже привыкли к хроническому недоеданию. Если Вы все-таки начинаете проявлять самостоятельность мышления, Вас оставляют вообще без пищи. Вам внушают, что пост необходим, чтобы сломать Вашу гордыню. После того, как Вы проголодаете несколько дней, Вы сделаетесь куда более податливым и внушаемым.
6. Комплекс вины. Вы должны говорить только то, что следует. Любой заданный вами вопрос оборачивается против Вас. Ответа Вы не получите. Вам посоветуют внимательно читать Библию и заставят раскаяться в том, что Вы задали вопрос. В конце концов, Вы понимаете, что любой исходящий от Вас вопрос — грех. Поэтому никаких указаний лидера оспаривать или обсуждать нельзя; это руководство к действию.
7. Контроль. Контроль осуществляется через детально разработанную систему «наставничества». «Наставника» имеет каждый член секты. Этим поддерживается строгая полувоенная дисциплина. «Наставник» постоянно контролирует Вас. Вы ежедневно отчитываетесь ему за все, что произошло с Вами, безоговорочно подчиняетесь его приказам и взысканиям за «грехи». «Наставник» руководит и кругом Вашего общения.
В 1991 г. секта создала свое «благотворительное» отделение под названием «Надежда». Эта организация, в которой работает более 50 тысяч добровольцев-членов секты, действует более чем в 50 странах мира. В 1996 г. ей удалось добиться статуса советника экономического и социального совета ООН. Как и в других сектах, деньги собираются адептами на улицах, а члены секты платят десятину (к тому же из них постоянно что-то вытягивают дополнительно). Логика — как у мормонов: десятина — это то, что принадлежит Господу, поэтому, отдавая ее, вы ничего не отдаете, а если вы действительно хотите что-то пожертвовать, то нужно дать сверх десятины. Руководство секты всегда требует от рядовых членов больше денег и больше новых учеников. Лишь эти два показателя являют, насколько они преуспели в христианстве. Некоторых из них руководство призывало сдавать за деньги свою кровь или голодать неделю, чтобы сэкономленные таким образом деньги отдать ЦХ.
Четкой доктрины о грехе в ЦХ не разработано (вообще здесь очень мало сколько-нибудь разработанного богословия). Из высказываний лидеров секты можно сделать вывод, что грехопадение Адама либо вовсе отрицается, либо его значение сильно преуменьшается. Каждый отвечает за свои грехи, которые смываются крещением; при этом ссылаются на стих из книги пророка Иезекииля: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (18:20), естественно, не подозревая, что первородный грех не подразумевает первородной вины.
Перед крещением бывает подготовка: человек должен посетить пять многочасовых занятий по Библии (которые проводятся на чрезвычайно высоком эмоциональном подъеме) и выучить наизусть 25 цитат. Об этих занятиях стоит поговорить поподробнее, так как они являются в своем роде классическим примером подавления личности. Новоприведенного, как водится, «бомбардируют любовью», ни на секунду не оставляют одного и уговаривают пойти побеседовать о Библии, чтобы побольше узнать о нашей церкви. Так человек попадает на первое занятие из пяти.
1-ое занятие: посвящено понятию ученичества. Потенциальному адепту берутся объяснить, кто такие ученики Христа. Буквально через несколько минут новопришедшего огорошивают вопросом в лоб: «Ну, как, ты не принял решение креститься у нас?»
2-ое занятие: посвящено Библии, тому, для чего она нужна и как следовать ей буквально. Как говорят бывшие члены секты, в конечном итоге оказывается, что Библия нужна им для упражнения в самоправедности и для того, чтобы обличать друг друга при помощи заученных стихов из Писания.
3-е занятие: на третьем занятии проходят покаяние. Адепту зачитывают список грехов из Послания апостола Павла к Галатам (5:19-21) и опрашивают по списку: «Это у тебя есть? Ну, сознайся, есть?» Само собой, никакой тайны исповеди у них нет, так что признаваться во всем нужно перед всеми, а затем обещать, что раз и навсегда от этого отказываешься. Наставник аккуратно записывает все грехи адепта, а затем (естественно, без его ведома) детально обсуждает их с вышестоящими лидерами. Часто это увлекательное занятие затягивается надолго, и поэтому рассказ о крещении переносится на следующий день.
4-е занятие: разбирается понятие Церкви, естественно, единственная истинная церковь — это ЦХ. Единственные святые, единственные спасенные — это ученики, все остальные — грешники.
5-е занятие: посвящено Распятию. Прошедшие называют его эмоциональным шантажом. Этот инструктаж подробно, во всех физиологических деталях описывает способ казни и те муки, которые тогда претерпел Христос, а затем начинается внушение: «Вот видишь, что ты с Ним сделал! Это ты виноват! Ты распинаешь его сейчас! Из-за тебя Он терпит эти муки! И ты отказываешься принять Его? Ты отказываешься креститься и облегчить Его страдания?»
Перед таким напором мало кто устоит, и с согласившимся будет подведен «подсчёт стоимости», или «взвешивание». Это своего рода экзамен, проверка того, как обучили премудрости в ЦХ, как человек ее усвоил. Обычно перед «подсчетом» человека тихо готовят в углу всем правильным ответам и подсказывают ему нужные формулы, иначе догадаться, как отвечать верно, было бы весьма затруднительно. Затем наставник высокого ранга садится с тем, кто должен креститься и с тем, кто занимался с ним изучением Библии, и начинает выяснять, какие грехи есть у кандидата. Тот должен вновь совершенно откровенно рассказать обо всех грехах, которые были у него в жизни, и пообещать, что он от всего этого отказывается. Далее он заученными формулами должен подтвердить свое убеждение в том, что никакая другая церковь в мире спасения не приносит и принести не может. Плюс к тому, человек должен принять несколько новых решений, о которых он ещё не знал проходя все занятия. Например:
1. Готов ли он отдавать 10% своего дохода в церковь. Плюс «особенный сбор»?
2. Готов ли жениться или выйти замуж только за члена церкви?
3. Готов ли он быть на каждом собрании (что порой означает переезд в другой город или невозвращение домой иногороднего студента)?
4. Готов ли получать учение один на один от своего непосредственного лидера и слушать его советы?
На все вопросы надо отвечать твёрдое «да» иначе он считается не прошедшим «подсчёт" и его не крестят. Тогда он может попасть на 2-ой и 3-ий «подсчёт». После того как подсчёт пройден даётся разрешение на крещение. Если он был крещен раньше в другой церкви, то это не считается.
Если он все принимает и на все вопросы отвечает правильно, ему разрешают креститься.
Крещение совершается в одно погружение со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». При этом слова произносить необязательно, можно просто сказать человеку, когда его ведут к ванне или к бассейну, что он будет сейчас крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крестить может любой ученик. Крещение производится только полным погружением в воду. Считается, что если какая либо часть тела остаётся над поверхностью воды, крещение будет недействительным и Дух Святой не сойдёт на крестящегося.
В отдельных филиалах ЦХ практикуется повторное и даже третье крещение: накопились новые грехи — нужно опять креститься. Иногда, пробыв несколько лет в ЦХ, человек вдруг заявляет, что его первое крещение было ненастоящим, а вот сейчас он наконец созрел для настоящего крещения. Тогда его крестят по второму разу. Эта практика базируется еще на одном раннем учении ЦХ, согласно которому крещения Святым Духом больше не существует: оно было исполнено однажды и более не нужно; просто во время водного крещения Святой Дух может войти в нас — а может и не войти, и в таком случае необходимо повторное крещение.
Но главное в «догматике», в жизни и деятельности ЦХ, да и во всем существовании секты — это учение о повиновении. ЦХ является представителем Иисуса Христа. Как апостолы беспрекословно подчинялись Христу, так и мы должны подчиняться церкви, то есть на самом деле наставникам. Вспомним часто повторяемые слова сектантов, что ослушаться наставника — значит ослушаться Самого Христа.
Сектанты говорят, что наставники могут ошибаться, но их надо все равно слушаться, что бы они ни говорили. Таким образом — через послушание и повиновение — вы спасетесь, потому что даже Христос повиновался Пилату, а Бог Отец это повиновение обратил ко всеобщему спасению. Каждый должен быть послушен, несмотря ни на что.
Среди членов ЦХ велик процент нервных срывов, психических расстройств, попыток суицида. В заметках, которые были сделаны во время библейских занятий членами ЦХ, рядом со словом повиновение обычно стоят такие слова, как спасение, новая жизнь, надежда, блаженство и т. п., то есть все эти слова ассоциируются с повиновением и послушанием.
Это очень важно при контролировании сознания — выстроить ассоциативный ряд. Нажимаешь на «кнопочку» — и у человека возникает определенная ассоциация. В одном ряду со словом неповиновение стоят ад, несчастье, отчаяние, катастрофа, безнадёжность. Многие из тех, кто не нашел в себе силы остаться в ЦХ, вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, вообще махнули рукой на свое спасение и пустились во «все тяжкие». Громадная трагедия в том, что люди согласны навсегда уйти от Бога, лишь бы не оставаться в этом кошмарном окружении, под непрестанным контролем своего наставника. Последствия этого могут быть самыми тяжелыми.
Понятие о грехах у них тоже своеобразное. Например, смотреть эротический фильм — грех, а вот увлечение фильмами ужасов или «крутыми боевиками», где кровь хлещет рекой и по дюжине убийств каждую минуту, грехом не считается. Курение или неоднократное опоздание на встречу с лидером или на собрание — это страшные грехи. Если человек не может бросить курить, ему в ЦХ не место — спастись он уже не может. Худший грех — это читать критические материалы о ЦХ; это у них называется «духовной порнографией». А вот гордиться тем, что ты спасен, а все остальные, живые и мертвые, не спасены, грехом не считается, а наоборот, даже приветствуется.
Есть там люди (хотя таких и очень немного), которые попали туда из православных общин. Кстати сказать, ЦХ считает, что все православные чудотворцы творили свои чудеса силою князя бесовского, потому что они не были истинными христианами и, следовательно, по определению не могли творить истинных чудес.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, как наше неразумие и любопытство, умноженные на духовную неопытность могут послужить причиной многих дальнейших неприятностей. Ведь, выйти из подобной секты прежним здоровым человеком уже нельзя. Вред нанесённый психике человека, постоянное давление на развитие его умственных способностей и его творческий потенциал будет невосполнимой потерей не только времени и сил, но может привести к серьёзной болезни. Подчас пребывание в секте заканчивается психиатрической больницей или суицидом, отчего да избавит Господь Вас и Ваших близких, особенно детей и юношество!
Справочный материал был взят из книг: А. Дворкин «Сектоведение», В.М. Чернышёв «Религиоведение» и с сайтов: www.reveal.ru , www.christ-church.narod.ru , www.nic-forum.narod.ru