|
РУССКАЯ ЛАМПАДА
Свидание с Русью
|
Колокольчики да ели,
сеновалы да поля,
звуки грустные свирели -
это русичей земля.
Сколько смысла, сколько стати
в этой дали голубой.
Подвенечным белым платьем
лёг туман на край степной.
Дальний путь, как лента, вьётся
меж погостов и церквей,
мимо пашен и колодцев,
вдоль по Родине моей.
Посох в руки, пояс туже,
положи ломоть в суму.
Много ли нам в жизни нужно?
Вечно ль жить нам в терему?
Так оставим тесный терем,
нас зовёт степная ширь.
Русь шагами мы измерим,
посох - верный поводырь.
В каждой церкви придорожной
и в часовенке святой,
отрекаясь жизни ложной,
мы поклон земной положим
и помолимся с тобой.
Только где эти часовни,
только где эта земля?
Где вы, русские просторы,
где ты, Родина моя?
Ты ушла от нас в иконы,
за оклады и киоты,
в избах в красные углы,
в потаённые скиты.
Колокольчики да ели,
сеновалы да поля
сохранить мы не сумели.
Ты прости нас, мать-земля.
Ну, а все же я не брошу
суковатый посох мой.
В зимнюю уйду порошу
с перемётною сумой.
В храм приду, давно закрытый,
и на паперти разбитой
положу земной поклон,
затеплю лампады огнь.
Снег, сугробы да метели,
белоликие поля,
звуки грустные свирели -
здравствуй, Родина моя
1999 г..
инок Всеволод(Филипьев). |
|
Дорогие посетители!
В этой рубрике "Духовная мозаика" каждый из вас сможет выбрать чтение по вкусу. Мы не ставим своей задачей кого-то поучать или воспитывать. Просто предлагаем на трудном жизненном пути краткую минуту отдохновения и утешения. Для кого-то отрывки, представленные здесь окажутся давно знакомыми, - что ж, это будет встреча со старыми друзьями. А для кого-то будет новая встреча, и,как знать, может быть после прочтения краткого отрывка захочется открыть и прочитать саму книгу и познакомиться ближе с самим духовным автором. Присядьте, отдохните и полистайте вместе с нами духовную мозаику светлых мыслей и чувств.
Рассказ о встрече со Христом.
"...Случилось так, что Великим постом какого-то года, кажется , тридцатого, нас, мальчиков, стали водить наши руководители на волейбольное поле. Раз мы собрались, и оказалось, что пригласили священника провести духовную беседу с нами, дикарями. Ну, конечно, все от этого отлынивали как могли, кто успел сбежать, сбежал, у кого хватило мужества воспротивиться вконец, воспротивился, но меня руководитель уломал. Он меня не уговаривал, что надо пойти, потому что это будет полезно для моей души или что-нибудь такое, потому что, сошлись он на душу или на Бога, я не поверил бы ему. Но он сказал: "Послушай, мы пригласили отца Сергия Булгакова, ты можешь себе представить, что он разнесёт по городу о нас, если никто не придёт на беседу?" Я подумал: да, лояльность к моей группе требует этого. А ещё он прибавил замечательную фразу: "Я же тебя не прошу cлушать! Ты сиди и думай свою думу, только будь там". Я подумал, что, пожалуй, и можно, и отправился. И всё было действительно хорошо, только, к сожалению, отец Сергий Булгаков говорил слишком громко и мне мешал думать свои думы, и я начал прислушиваться, и то, что он говорил, привело меня в такое состояние ярости, что я уже не мог оторваться от его слов. Помню, он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве. Он был замечательный богослов, и он был замечательный человек для взрослых, но у него не было никакого опыта с детьми, и он говорил, как говорят с маленькими зверятами, доводя до нашего сознания всё сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость - все "рабские" свойства, в которых нас упрекают начиная с Ницше и дальше. Он меня привёл в такое состояние, что я решил не возвращаться на волейбольное поле, несмотря на то, что это была страсть моей жизни, а ехать домой, попробовать обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает своё дело, и, значит, это так. Я у мамы попросил Евангелие, которое у неё оказалось, заперся в своём углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырёх, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался, я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитёр бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу, потому что, прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности. За каждым Евангелием есть какая-то культурная база, Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я, - для римского молодняка. Этого я не знал - но Бог знал. И Марк знал, может быть, когда написал короче других. Я сел читать, и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь, со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идёшь - и вдруг повернёшься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал. и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это было настолько разительное чувтво, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел, я ничего не видел, не слышал. чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут - значит это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, всё, что о Нём говорят, - правда. Это того же рода логика, как у ранних христиан, которые обнаруживали Христа и приобретали веру не через рассказ о том, что было от начала, а через встречу с Христом живым, из чего следовало, что рапятый Христос был тем, что говорится о Нём, и что весь предшествующий рассказ тоже имеет смысл."
|
Воспоминания о детстве Антония митрополита Сурожского
из книги "Жизнь для меня - Христос"
Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) родился 19 июня 1914 г. в Лозанне в семье российского дипломата. Мать — сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство митрополита Антония прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе в 1923 г. осела во Франции. Детство и юность митрополита Антония были отмечены тяжкими лишениями и страданиями, присущими эмиграции, и твердой решимостью, разделяемой близкими митрополита Антония, жить для России. В возрасте четырнадцати лет он обратился ко Христу и пришел в Церковь. С 1931 г. прислуживал в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московской Патриархии в Париже, и с тех пор всегда хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. В 1939 г. окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. Перед уходом на фронт хирургом французской армии, 10 сентября 1939 г., тайно принес монашеские обеты, в 1943 г. архимандритом Афанасием (Нечаевым) пострижен в монахи с именем Антоний. Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье. В 1948 г. рукоположен в иеромонаха и послан в Англию духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. Албания и прп. Сергия. В 1956 г. стал настоятелем храма Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне и остается им до сего дня. В 1957 г. хиротонисан во епископа Сергиевского. С 1962 г. — архиепископ, правящий архиерей созданной на Британских островах Сурожской епархии. С 1966 г. — митрополит, в 1966—1974 гг. — экзарх Патриарха Московского в Западной Европе. В 1974 г. по собственному желанию освобожден от обязанностей экзарха. С тех пор продолжает окормлять непрерывно растущую паству своей епархии, а также посредством книг, радио- и телебесед проповедует Евангелие во всем мире. Имеет многие награды Русской Православной Церкви, братских православных Церквей, Англиканской Церкви. Почетный доктор богословия Абердинского университета (1973 г., Великобритания) «за проповедь Слова Божьего и обновление духовной жизни в стране» и Московской духовной академии (1983 г.) «за совокупность научно-богословских и пастырских трудов», а также Кембриджского университета (1996 г.) и Киевской духовной академии (2000 г.).
Глаза
Лирический очерк
Каждый день Бог смотрит в наши глаза. Каждый день Он встречает миллионы безразличных глаз. Одни из этих глаз — мои...
Нет, не оттого безразличны наши взоры, что мы не способны лицезреть Господа. Каждый из нас, хотя бы один раз в жизни, может увидеть Бога. Каждый из нас, хотя бы единожды в жизни, встречается лицом к лицу с Господом.
Это таинство встречи у каждого человека свое. Но всякий, переживший встречу с Богом, уже никогда не может о ней забыть.
"Спас Звенигородский" Андрей Рублёв XIV век.
Миллионы глаз, и все они похожи друг на друга. В большинстве из них запечатлен отвергнутый Бог. Такие глаза тусклы. Они, как угасшие огни. В них нет жизни. В них нет света и нет любви. Они излучают тьму. Они суетливы и похотливы, лживы и корыстолюбивы, тщеславны и горды. Глаза эти не способны совершенно изгладить след, оставшийся от встречи с Божиим взором и потому в них запёчатлён отверженный Бог. В них запечатлен ужас, прикрываемый сытым благополучием или бессмысленным равнодушием ко всему происходящему.
(инок Всеволод Филипьев)
Дух и орудия Духа.
Путник. Слушаю тебя, и мир вокруг меня предстает в каком-то новом свете, словно я рубашку вывернул.
Проводник. Это меня радует, Только знай, что я выворачиваю рубашку природы и истории не с лица на изнанку, но с изнанки на лицо. Все те, что рассуждают о законах природы, видят изнанку природы. Но пришло время, когда пора начать снова читать законы природы, как в былые времена, с лица. А тот, кто видит природу и читает ее законы с лица, в свете нравственного закона Бога, единственного существующего во всей вселенной закона, читает внятно, ясно и разборчиво.
Путник. Так ты, значит, полагаешь, что мир и здоровье, изобилие дождей и засуха, болезни и войны — всё зависит от нравственного закона, а не от естественных законов?
Проводник. Да, всё: рождение и смерть детей, землетрясения и бури, наводнения и ураганы, пожары и Свержения вулканов, мир или раздоры в семье и в Государстве, умножение или падеж скота, нападения диких зверей и нашествия змей, насекомых и микробов и человека, все потери и приобретения, все порядки и беспорядки в природе и истории, все смуты, бунты революции и кровопролития — абсолютно всё зависит от соблюдения или несоблюдения нравственного закона.
Путник. Но не мы ли, наше поколение, учили в школе, что всё в мире подчиняется законам природы?
Проводник. К сожалению, да. Но разве нынешние европейские школы не слепцы, что порождают слепцов, поскольку говорят о вымышленных законах природы, но не о реально существующем нравственном законе? Об этом свидетельствуют дела европейских народов как во времена так называемого мира, так и во время войн. Освободиться от мрака современной европейской школы — самый великий подвиг, который могут свершить люди ради спасения своей души, ради спасения своего народа. Но я хочу задать тебе такой вопрос: кто сшил тебе рубашку, которую ты носишь?
Путник. Естественно, портной.
Проводник. А почему ты не скажешь: игла, но отвечаешь: портной? А кто выковал тебе мотыгу?
Путник. Естественно, кузнец.
Проводник. А почему ты не скажешь: молот, но отвечаешь: кузнец? А кто тебе пилит дрова для печи?
Путник. Естественно, человек: я сам или мои работник.
Проводник. А почему ты не скажешь: пила, но отвечаешь: человек? А кто тебе поливает цветы у дома?
Путник. Цветы поливает моя сестра.
Проводник. А почему ты не скажешь: лейка, но отвечаешь: сестра? А кто тебе печет хлеб?
Путник. Естественно, пекарь.
Проводник. А почему ты не скажешь: огонь, но отвечаешь: пекарь? А кто лечит тебя от болезней?
Путник. Естественно, врач.
Проводник. А почему ты не скажешь: порошки и таблетки, но отвечаешь: врач? А кто охраняет твою державу?
Путник. Армия.
Проводник. А почему ты не скажешь: ружья и пушки, но отвечаешь: армия? А кто тебе играет в праздник?
Путник. Естественно, музыкант.
Проводник. А почему ты не скажешь: свирель, но отвечаешь: музыкант? И почему говоришь «естественно»? Естественно было бы то, что ближе, и самым естественным ответом было бы: свирель, а не музыкант, и ружье, а не солдат, и игла, а не портной, и молот, а не молотобоец, и так далее. Понимаешь, что я хочу сказать?
Путник. Догадываюсь. Но лучше скажи ясно и прямо.
Проводник. Ясно, что есть «делатель» — тот, кто производит действие, или творит, и то, чем он производит действие, — то есть орудие. Например, портной — это делатель, а игла — его орудие. Кузнец — делатель, а молот — орудие. Пильщик — делатель, а пила — орудие. Соглашается ли твой разум с этим?
Путник. Не только разум, но и повседневный опыт.
Проводник. Прекрасно. Так, значит, Бог, по существу, Делатель, а природа — орудие в руках Божиих. С этим ты согласен?
Путник. Кажется, я понял. Различие лишь в том, что там видно и делателя, и орудие, в то время как Бог невидим, а природа видима.
Проводник. Не всегда делатель бывает видим. Например, разве видно того, кто говорит по телефону или поет по радио? Да и природа далеко не всегда видима для наших глаз. Разве видим мы, к примеру, воздух, или эфир, или электрические волны?
Путник. Действительно, не видим. Теперь мне стадо понятнее, что Бог—делатель, а природа—орудие Божие
Проводник. Чтобы тебе стало совершенно ясно, что Дух — делатель, а всё остальное лишь орудия, задам тебе еще несколько вопросов. Когда на тебя смотрит твой сосед, как ты скажешь, кто на тебя смотрит: человек или его глаза?
Путник. Естественно, человек.
Проводник. А когда ты прогуливаешься с приятелем и он тебе что-то рассказывает, как ты скажешь, кто тебе говорит: человек или его уста?
Путник. Естественно, человек.
Проводник. А когда ты видишь, что кто-то идет, как ты скажешь: движется человек или его ноги?
Путник. Естественно, человек.
Проводник. А когда тебя кто-то издалека приветствует взмахом руки, как ты скажешь, кто тебя приветствует: человек или его рука?
Путник. Естественно, человек.
Проводник. Так, значит, это человек смотрит на тебя своими глазами, человек говорит с тобой своими устами, человек идет к тебе на своих ногах, человек приветствует тебя своей рукой. А это, в свою очередь, означает, что все органы тела — орудия человеческого духа, который в теле. Но это и означает, что невидимый дух человеческий использует тело как свое орудие. Аналогично этому действуют Бог и природа. Бог суть Дух, использующий всю вселенную как Свое орудие. Теперь ясно?
Путник. Да, ясно. Но скажи, как Бог использует природу?
Проводник. Так, как я тебе только что изложил по Своей святой воле, или по данному Им святому Завету, или по Своему нравственному закону, данному людям. Бог управляет природой и природными стихиями в зависимости от поведения людей. Если люди живут строго по нравственному закону Бога, Он обращает природу и все природные стихии на благо и радость людям. Если же люди противятся исполнению нравственного закона, Бог посылает природные стихии на мучение и страдание людей, чтобы они одумались и исправились.
Путник. Теперь я могу признаться, что получил ясные указания, как видеть лицо, а не изнанку природы, которую я видел прежде, когда сам был рабом теории о законах природы. Но хотелось бы попросить тебя рассказать также об исторических и социальных законах, о которых так много толкуют и пишут ученые наших дней.
Святитель НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (Велимирович) из книги "Слово о Законе".
Святитель Николай (Велимирович) родился в селе Лелич, близ сербского городка Валево, 5 января 1881 года по новому стилю. После окончания богословско-педагогической школы некоторое время преподавал. В 1904 году уехал продолжать образование в Швейцарию и Англию. Защитил докторскую степень по философии и богословию в Берне. В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. В течение нескольких лет преподавал в Белградской Духовной академии философию, психологию, логику, историю и иностранные языки.
Во время Первой мировой войны читал лекции в Америке и Англии, сбор от которых пошел в помощь соотечественникам, чем оказал поддержку своей родине. В 1919 году хиротонисан в епископа Жичского, а в 1920 - и в Охридского, где он и служил до 1934 года. Затем вернулся в Жичу, в которой находился до 1941 года. В начале Второй мировой войны вместе с патриархом Гавриилом был заточен немцами в монастыре Раковица, затем переведен в Войлицу и наконец в концлагерь Дахау. Пережил страшные мучения. Но Господь сохранил его и после освобождения Николай Велимирович перебрался в Америку, где занимался просветительской и богословской деятельностью.
Отошел ко Господу 18 марта 1956 года в Пенсильвании. Погребен был в Либертсвилле. В 1991 году 12 мая его святые мощи были перенесены в родной Лелич.
***
Иные глаза у христиан — у духоносцев и евангельских детей. Когда мы встречаемся взглядом с такими людьми, то чувствуем, что через их глаза на нас смотрит Сам Бог. Ощущая лучистую силу их глаз, мы осознаём, что подобные глаза были у Иисуса Христа. Светлые глаза потому и светлы, что они — глаза Света. В них запечатлено белоснежное сияние одежд Христовых на Фаворской горе.
Если мы, когда-то встретившись с Божиим взором, отвергли Бога, то поспешим принести покаяние. Любящий Бог простит, вновь заглянет в душу через глаза, и окаменевшая душа, как каменистая вершина горы Фавор, вдруг вся просветится Божественным светом.
Те, кто не знают, где искать Бога, пусть идут к христианам, пусть идут к святым. Пусть придут и посмотрят в их глаза. И встретившись в этих глазах с Богом, пусть воспламенятся от взгляда святых, как свеча от свечи.
Призвание
Необходимо жить и познавать
в себе самом основы мирозданья. Единственно-неложное призванье —
в своей душе Град Божий созидать
и узнавать черты иного мира,
и восходить по лествице эфира. Истлеют гордый виссон и порфира, повержен будет пьедестал кумира;
и только вечное свой образ сохранит,
в себе самом себя отобразит.
(инок Всеволод Филипьев) 2001 г. |
|
Пока светят миру взоры святых, мир еще существует.
Одно воспоминание о некогда встреченном лучащемся святостью взгляде может согревать душу человека всю жизнь, может утешать и укреплять в любых скорбях и испытаниях. Помня о таком взгляде, не страшно стоять и под дулом пистолета...
Выстрел.
Значит, не оставили в покое, опять на допрос. Но зато есть почти десять минут, пока ведут вдоль путей к старому зданию вокзала. Вечность. Вечная вечность... И по дороге к ней — стеклянный хруст заиндевевшей травы, тень вольной ночной птицы, холодновато-нежное прикосновение к лицу ветки рябины и, если успеешь сорвать зубами, — вкус ее горькой ягоды, и лай подворотных собак, и наплывающий на ставшее чувствительным, словно без кожи, лицо воздух осенней русской ночи, в которой много слез, но мало теперь молитв...
Двадцатилетнего Эдуарда Сиверса расстреливали студеным утром на Покров (впрочем, уже не Эдуарда, а послушника Александра). Арестованных выводили по четыре человека из зарешеченного вагона, на котором прямо по остаткам белого двуглавого орла шло разлапистое: «Клара Цетко стреляет метко». Кто такая Клара Цетко, никто не понимал. Возможно, имелась в виду Клара Эйснер, вышедшая замуж за еврея-революционера Осипа Цеткина и ставшая Кларой Цеткин.
Командующий расстрелом хотел было оборвать разговоры, но как-то вяло махнул рукой. Инок перекрестил неизвестного юношу, хотя тот не просил ни о чем.
— Молитесь, господа, — сказал тихо, но слова сами зазвенели в морозном воздухе, и Александра услышали даже солдаты, вытянувшиеся в шеренгу на расстоянии двенадцати шагов.
— Молитесь. Не прекращайте молиться...
С винтовками в руках семь солдат выстроились напротив полураздетых и растерянных безоружных людей.
И вдруг инок понял, что ему совершенно не страшно, что он не один. Покой сошел на него. Кто-то был с ним, какая-то сила, сквозь которую струился неожиданный луч радости, прежде не переживаемой. «Если меня сейчас расстреляют, значит, так нужно, потому что... потому что Он смотрит на меня. Он попустил этому быть. И пусть так и будет. А тех, кто расстреливает, нельзя осуждать; их надо извинить и оправдать. Они исполняют приказ, свои обязанности. Им приказывают, они делают. У них нет мужества сказать: "Нет, не буду!" Это единственная их вина.
Надо успеть не только простить, но и полюбить… Есть всего несколько мгновений чтобы полюбить…
В этот момент раздались выстрелы, и на сердце инока стало очень тепло. Он успел простить…
(Отрывок из книги Александра Полякова "Огненный Авва")
|
|
Иеросхимонах Сампсон (Сиверс Эдуард Эсперович(Яковлевич))
Родился в день прп.Сампсона Странноприимца 27июня/10 июля 1898г.
|
Отец его - Эспер Сиверс дослужился канцелярским служащим до звания коллежского асессора.
Его мать, Анна Васильевна, - англичанка, окончила консерваторию в Лондоне, разносторонне образованный и глубоко религиозный человек. Все их дети были крещены в англиканской Высокой церкви. С детства маленький Эдуард получил от матери глубокое религиозное воспитание, хотя и в англиканской вере. Именно мать воспитала в нем потребность в молитве, потребность ежедневного чтения Св.Евангелия. В отрочестве Эдуарда интересовали все вероисповедания, с которыми он встречался в Петербурге. Для него насущным вопросом было - кто из исповедующих Христа сохранил приемственность от самого Спасителя и апостолов: католики, протестанты или православные.
Блестяще окончив гимназию, о.Сампсон поступил в Петроградскую Медицинскую Академию. И только в 1918г., в 19 лет, он принял Православие. Это произошло в воскресенье, в день Великомученика и Целителя Пантелеимона, в Петергофской Пантелеимовской церкви. Нарекли его Сергием в честь Сергия Радонежского.
***
Некогда мир сей сгорит, но взоры святых не угаснут. Они сольются с радостной зарей Воскресения.Словно алмазная роса, взоры святых украсят чертоги пресладкого рая.
(инок Всеволод Филипьев) 2000-2001 гг
Инок Всеволод (Филипьев) - член Союза писателей России, автор книг "Крешение покаянием", "Сокровенное", "Святорусское откровение миру", "Ангел Апокалипсиса" и многочисленных статей на русском и иностранных языках, в настоящее время живёт на севере штата Нью-Йорк, в русской Америке, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.
Из воспоминаний старца иеросхимонаха Сампсона.
К Батюшке на исповедь приходило очень много великих людей. Он был духовником академика Павлова, каялся ему также один из президентов Академии наук и многие другие. В частности, академик Карпинский тоже был духовным сыном Батюшки. Батюшка рассказывал о нем:
"Это был изумительный человек, маленький-маленький старикашка. Это был университет, это была ходячая энциклопедия. Ужас, сколько он знал! А каялся, как ребенок: такое чистое сердце. Восприимчивость удивительная, ничего не заучивал. А как он умел уважать человека! Вот, бывало, придет нищий. Он его, прежде всего, накормит: не на кухне, а у себя в столовой Обычно нищие бывают очень плохо мытые, правда ведь? Вшивые, как мы говорим, а он - не гнушался! Мы хорошо знаем, как трудно каяться тем, у кого язык развязный. Невозможно даже записать грехи - так много зла бывает от одного языка. А опыт преподобных отцов показал, что если язык будет молчать - то будут молчать и мысли, и лишь молитва будет признаком духовного делания. Молчание нужно с неосуждением, скупость на язык. Мы наблюдаем часто за великими людьми, как они удивительно любят молчать, какие они скупые на язык. Они долго думают, медленно думают, а потом скупо-скупо скажут. А чем умнее люди, тем более они умеют молчать. И подчас не выдавишь у них подробного, большого ответа. Это люди духовной жизни, огромного опыта, хотящие спастись или понимающие, что Бог - Вездесущий. Как-то я задал Карпинскому вопрос: "Как вы умеете молчать? К стыду моему, я, монах, - а так молчать не умею, как вы". А он мне, знаете, что ответил? "Я молчу и умею молчать потому, что имею всегда в мысли: Бог на меня смотрит и меня слышит. Это и заставляет меня молчать". Вот вам и пожалуйста. Обыкновенный мирской человек, хотя и президент академии наук, а оказывается, умнее иного монаха ."
|
М.В. Нестеров " Портрет академика Павлова", 1935.
ОБ АКАДЕМИКЕ ПАВЛОВЕ.
"Академик Павлов был очень простой, высокоцеломудренный. Он был целомудрен, как девушка. Хотя был женат, и был и врачом, и физиологом, где можно очень легко потерять целомудренность. Законы физиологии тесно связаны с нецеломудренностью. Он сознавал, что должен мыслить и поступать как бы пред лицем Божиим, ясно осознавал вездеприсутствие Бога. И с людьми, и с собаками, и за письменным столом, и в палате - он всегда был пред лицем Божиим. Это его особое свойство. Чего он только не знал, а такого скромного мнения был о себе, как будто был гимназистом ."
"Почти каждый год И. П. Павлов ездил к себе на родину. Там его всегда встречало с почетом областное руководство. Высылали к поезду автомашину. Павлов выходил, здоровался со всеми, а потом спрашивал: "Священник есть?" - "Да, он ждет вас". И тогда ехал на кладбище, служил панихиду об упокоении своих родителей, а только после этого - на высокий прием. И все ждали его, никто не произносил слов осуждения. Терпели.
До самой кончины своей И. П. Павлов оставался почетным старостой Знаменской церкви в Питере. Когда он скончался, похороны превратились в грандиозное шествие, гроб его везла шестерка лошадей. Десятки тысяч, если не сотни, пришли проститься с ним. Хоронили его по церковным правилам ."
Немногим
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Мф. 5,10
|
|
|
Блажен, кто в дни борьбы мятежной В дни общей мерзости людской, Остался с чистой, белоснежной, Неопороченной душой. |
Блажен, кто в годы преступлений , Храня священный идеал, |
От повседневных искушений |
Умом и сердцем устоял. |
Блажен, кто, вписывая повесть |
В скрижали четкие веков, |
Сберег, как девственница , совесть И веру дедов-стариков. |
Блажен, кто Родину не предал, |
Кто на Царя не восставал, |
Кто чашу мук и слез изведал, |
Но малодушно не роптал. |
Сергей Бехтеев Старый Футог, май 1921г. |
Великая княгиня Елисавета Феодоровна |
Венценосные мученики.
Длинное путешествие Великой княгини из Москвы в Пермь было, вероятно, кошмарным. Ей не дали даже стакана для кипятка. Стакан она купила на одной из промежуточных станций, а чайник ей кто-то одолжил из пассажиров поезда.
Известно, что Великая княгиня написала два письма о. Митрофану Серебрянскому. В первом письме она писала, что латышские солдаты сначала очень грубо с ней обращались, но потом смягчились, и тогда их заменили другими красноармейцами, которые были безжалостными и жестокими.
Во втором письме Елизавета Феодоровна обращалась к Святейшему Патриарху Тихону. Она просила Патриарха исходатайствовать для нее получение вегетарианской пищи.
Е.М.Алмединген в своей книге поясняет, что конвоиры давали ей мясные блюда, приготовленные из конины, которые она не ела, что приводило их в ярость.
Патриарх Тихон не замедлил сделать все, чтобы удовлетворить просьбу Елизаветы Феодоровны, и своим авторитетом добился того, что ей стали давать овощи и молоко.
Весной 1918 года в Екатеринбург были привезены и помещены в грязной гостинице Великий князь Сергей Михайлович со своим секретарем Федором Михайловичем Ремезом, три брата, сыновья Великого князя Константина Константиновича — Иоанн, Константин и Игорь — и князь Владимир Палей. С ними очень плохо обращались. Поместили всех в одну комнату и содержали впроголодь. Но им позволено было иногда выходить на улицу, где они встречались со знакомыми.
Великая княгиня Елизавета Феодоровна и остальные узники были привезены в Алапаевск 20 мая 1918 года и помещены в Напольной школе на краю города .
Когда произошло убийство императорской семьи в Екатеринбурге, Свердлов, боясь немцев, говорил только о „казни" царя, особо выделяя, что императрица и наследник живы. По этой же причине коммунисты не упоминали имени Елизаветы Феодоровны, зная, что немцы не поверят их сообщению об „увозе ее белыми". Адское злодеяние в Алапаевске произошло в ночь на 18 июля, когда Православная Церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского. Это был день Ангела покойного супруга Елизаветы Феодоровны, Великого князя Сергея Александровича.
|
|
|
|
|
Узников разбудили ночью и повезли в нескольких повозках по дороге в направлении деревни Синячихи.
Недалеко от этой дороги, приблизительно в 18 километрах от Алапаевска, находился заброшенный железный рудник. Одна из шахт рудника, Нижняя Селимская, которую выбрали чекисты для своего зверского плана, была в 60 метров глубиной. Она состояла из двух отделений: рабочего, где раньше добывалась руда, и машинного, где когда-то стояли насосы для откачки воды. Стены шахты были выложены бревнами, которые торчали теперь, полусгнившие, в разных направлениях. С площадной руганью палачи стали бросать в эту яму свои жертвы, избивая их прикладами. Эта свирепая расправа с невинными была до того страшна, что даже некоторые участники ее не выдержали. Двое из них сошли с ума. Это были люди из местных большевиков, увлекшиеся идеями коммунизма. Вблизи этой шахты находился местный крестьянин. Он видел, как к шахте подвезли группу узников и побросали их живыми в шахту. По дороге к шахте Елисавета Феодоровна молилась вслух и укрепляла всех словами: "Не бойтесь, до Царствия Небесного всего один шаг". Первой столкнули в зияющую чернотой яму Великую княгиню Елизавету. Она громко молилась и крестилась, говоря: „Господи, прости им, не знают, что делают! ''Потом стали бросать остальных. Всех столкнули живыми, кроме Великого князя Сергея Михайловича. Он единственный был мертвым, прежде чем достиг дна шахты. В последний момент он стал бороться с палачами и схватил одного из них за горло. Тогда выстрелом из револьвера в голову он был убит. Когда все жертвы были уже в шахте, чекисты стали бросать туда ручные гранаты. Они хотели взрывами засыпать шахту и скрыть следы своего преступления. Только один мученик Федор Ремез был убит гранатой. Его тело, извлеченное из шахты, оказалось сильно обожженным взрывом. Остальные мученики умерли в страшных страданиях от жажды, голода и ранений, полученных при падении. Святая Великая княгиня Елизавета упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. С нею рядом нашли князя Иоанна с перевязанной раненой головой. Это св. Великая княгиня, сильно ушибленная и с повреждениями в области головы, сделала ему в темноте перевязку, употребив свой апостольник.
Свидетель - крестьянин слышал, как из глубины шахты стала раздаваться Херувимская песнь. Это пели мученики во главе с Елизаветой Феодоровной. Святая Великая княгиня пела молитвы и укрепляла других до тех пор, пока ее душа не отошла от тела, и к ней навстречу понеслись другие, райские напевы, и над ее главой засиял мученический венец.
( из книги Любови Миллер "Святая мученица Российская великая княгиня Елисавета Феодоровна")
К.Ф. Юон "Купола и ласточки"
|
Они горят! Горят над куполами, |
В шатре лазоревом ликующих небес, |
Глася торжественно победными лучами |
О дивной явности божественных чудес . В годины мук и горьких испытаний, Разбитых чаяний, желаний и надежд, Они зажглись над омутом страданий, Для нищих верою, безумцев и невежд. Они зажглись для сирых и гонимых, Измученных кровавою борьбой, |
Для всех больных,голодных,нелюдимых, |
Раздавленных злорадною судьбой. |
И пусть хулят их наглыми устами |
Враги заклятые духовной красоты; |
Они горят, горят над куполами, |
Далекие, чудесные кресты!.. |
(Сергей Бехтеев Новый Футог, 1922г.)
|
Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи.
Мф. 17, 4
В минуты, когда Господь вливает в нашу душу живое сознание Его близости, Его милосердия, Его помощи и нашего бесконечного ничтожества, когда во время теплой молитвы или принятия Святого Таинства мы чувствуем себя как бы дальше от всего земного и ближе к Небесному, у нас является желание и потребность всегда оставаться в таком настроении; нам кажется, что и не следовало бы возвращаться к земному. Но не всегда возможно сохранить такое чудное настроение надолго. Это было бы слишком большое счастье для нашей души, и когда жизнь с ёе неизбежными смущениями, соблазнами и дрязгами уносит и смывает это светлое чувство, мы не должны скорбеть об этом чрезмерно и еще менее — раздражаться этим. Господь снова поведет нас на Фавор, снова пошлет нам Свою благодать, когда мы всего более будем в ней нуждаться, а общение с людьми, земные занятия не удалят нас от Него, как нам иногда кажется. Напротив — тут-то и вносить бы долю Небесного, влагая во всякое дело, в каждое отношение наше к людям ту частицу молитвенного настроения, которая возвышает и очищает все, не исключая даже и самого ничтожного.
(из книги "День за днём"- дневник православного священника)
Л.В. Сидоров |
об авторе и его стихотворении см. на 2 стр. |
|
|