Ответ:Благодарим за интересный вопрос, и за возможность совершить экскурс в историю. Современное книгоиздательство даёт возможность пополнить свои познания и полки домашних библиотек замечательными историками и исследователями отечественной истории. Не ошибёмся, если скажем, что такое огромное количество книг и содержащихся в них оценок и мнений способно запутать любого, даже искушённого читателя.
Каждый историк вносит каплю субъективизма и своих при-страстий, симпатий на страницы своих сочинений. Личные поли-тические убеждения автора также окрашивают тон пове-ствования в определённые краски. ( Не надо далеко ходить за примерами, достаточно вспомнить учебники истории в советских школах: что ни государь – тиран, глупец и эксплуататор, совершивший “миллион” ошибок; а все заслуги в боевых сражениях – это заслуги популярного в народе полководца, “без пяти минут” революционера).
Конечно, подобная пристрастность совершенно лишает историю объективности, и, в конечном счёте, достоверности. Некоторые авторы очень увлекаются исторической личностью, додумывают известные факты и превращают повествование в роман.
Другие напротив грешат скупостью и сухостью изложения, а ведь широкому кругу читателей гораздо интереснее прочитать хорошим литературным языком изложенный материал, чем сухие цифры и факты. Кроме всего прочего, есть исторические личности, которые в силу своей деятельности и значительности политических, государственных, экономических преобразований вызывают недюжинный интерес и жаркие споры.
Безусловно, одной из таких значительных исторических фигур нашей истории является Первый Российский Император – Пётр Первый. О нём написано немало исторических (и не очень исторических) книг. Самым значительным является труд И.И.Голикова “Деяния Петра Великого” в 12 томах.
С позиции церковного пра-вославного человека лич-ность Государя Петра I вызывает двойственное чувство.
Не отметая и не умаляя Его заслуг перед Отечеством, мы не можем не заметить той разительной перемены в ориентирах не только культурных, но и нравственных, которые прививались во времена правления этого Государя. Это не только перемена платья, одежды и бритьё бород, как внешние признаки озападничиванья традиций привилегированного класса, но и насаждение чуждых душе русского человека понятий о дозволенном и приличном поведении в обществе.
Это начало постоянного нашего оглядывания на предпочтения, принятые в западном обществе, включая и вольнодумные идеи о преобразовании не только в культуре, искусстве и литературе, но и в устройстве самого этого общества. Это начало тех гибельных идей, которые привели, в конечном счёте, высшее общество к упадку религиозного чувства через ложное ощущение прогресса и всезнайства об устроении мира, а потом и к полному безбожию, революционным идеям, которыми потом заразили простой народ через разночинцев и интеллигенцию.
Конечно, несправедливо всю вину возлагать на хлынувший с Запада поток идей масонства, равенства и братства только на Государя Петра I, но Его “окно в Европу”, к сожалению, поспособствовало этому. Между тем, отношение только негативное к личности Государя настолько необъективно и оскорбительно для Первого Императора, создавшего и укрепившего границы нашего Отечества.
Императора создавшего флот и армию, положившего начало просвещению, науке в России, всей душой любившего и беззаветно служившего этому великому Отечеству. Такого Государя браться судить и выносить строгий приговор перед историей, является показателем невежества для современного русского человека.
Свою историю надо знать и любить, ведь через любовь к земному Отечеству воспи-тываются в нас и чувства любви к Небесному Оте-честву.Служением через честность, верность и досто-инство в земном гражданстве, мож-но научиться быть верным, честным и достойным граж-данства Небесного А вообще, совет всем нам, совре-менным людям, - побольше читать и не спешить с выводами и пос-пешными оценка-ми деяний наших предков.
Вопрос: В христианском интернете распространяется некий текст, размещённый на http://nexgen.by.ru/small.htm Скажите - что это - новая опасная ересь, или же мы все шагаем не в ногу, а автор предлагаемого текста - в ногу? В частности, прокомментируйте принципы истолкования Библейских притч, изложенные в 3-ей главе этой книги.
Ответ:Получили Ваше письмо и познакомились с текстом книги некоего Александра Г. «Преображение». Постараемся помочь Вам разобраться с тем недоумением, которое вызвало это сочинение. При современных технологиях и возможностях как в интернете, так и в печати несложно опубликовать любое, самое «экзотическое» сочинение и потребовать «всемирного» признания. «Преображение» оставляет именно такое претенциозное впечатление. Трудно определить жанр этого сочинения. Что это? – Проект социальной революции с классификацией всего человечества на «разумную» часть и «животную»? С предложением как возвысить до уровня разумной твари отстающую часть? - Или это проект экономических преобразований общества с выявлением «полезного труда» и «бесполезного», с чёткой системой распознавания, какой труд оставить, а какой запретить? – Может быть, это трактат по философии, где «тонко» разбирается психофизический внутренний мир человека с точным разграничением умственной и чувственной его деятельности? Может быть. В каждом из этих направлений оценить сочинение по достоинству могут специалисты. Но, если вы хотите знать наше мнение, мнение людей, пребывающих в лоне Православной церкви, то можно вполне ответственно сказать: это произведение не может претендовать на роль новой религии. Нам оно вообще представляется нерелигиозным, так как автор не принадлежит ни одной известной религии, а собственные его убеждения весьма шатки и противоречивы. С этой позиции мы и постараемся поговорить об этом произведении, путём сравнения высказанных сентенций с мнением людей, совершивших восхождение по лестнице христианских добродетелей и достигших разумения не только путём книжного обучения, но познавших и засвидетельствовавших истинность учения Христова самой своей жизнью. Сразу хочется оговориться, что считаем бессмысленным препирания с самим автором этого произведения, и не ставим своей целью его унизить или оскорбить, но только отделить «пшеницу от плевел», то есть дать ясную и простую оценку различия христианского мировоззрения от подобного любого другого на вопросы, затронутые этим сочинением.
Вполне понятно, что наше человеческое общество несовершенно в целом: его устройство, государственность, законодательство, управленчество, социальные и экономические сферы деятельности, - всё требует разработки и усовершенствования. (Чем, кстати, на всех уровнях деятельности люди и занимаются.) Конечно, жадность и корыстие чиновников, честолюбие и властолюбие начальников, бессовестность и бессердечие, царящие в обществе, препятствуют его совершенствованию. В этом с автором можно согласиться. НО НЕ ДЛЯ ЭТОГО ПРИШЁЛ НА ЗЕМЛЮ ХРИСТОС: «Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 10). Ради спасения погибающего человека пришёл на землю Иисус Христос, чтобы спасти его от проклятия, смерти и диавола. Пришёл спасти для вечности: " Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда"(Ин. 18, 36), призывая его к служению: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20, 26-28) и совершенствованию: "Будете вы совершенны, якоже Отец ваш Небесный совершен есть" (Мф. 5, 48).
Всё внешнее преобразование мира Господь совершает через внутреннее преобразование отдельного человека, предлагая ему путь добровольного шествия за проделавшим этот земной путь Богочеловеком Иисусом Христом. Христос приходил на землю не для того, чтобы мы имели более лучшую одежду с жильём, а руководило нами более разумное правительство. До тех пор, пока отдельным человеком управляют пороки и страсти, до этих пор мы будем иметь несовершенное общество в целом, порочное и склонное к воровству и наживе. Начинать надо с себя и со своей души и со своей нечистой совести. "Спасися сам, и вокруг тебя тысячи спасутся", - говорил великий святой преподобный Серафим Саровский. Ещё раз обращаем Ваше внимание на то, что Господь «волею зовёт», никого не принуждая к спасению и не насилуя волю человека. В этом принципиальная разница между проповедью христианской и любой другой секты или нью-учения, где под командный ритм – «шагом марш» загоняют человека в определённые рамки, лишая его возможности выбора и вдумчивой переоценки услышанного. В Православии каждый свой шаг человек совершает самостоятельно и обязательно добровольно. Тем и велика нравственная победа над грехом, что она совершается по собственной воле с преодолением своих личных несовершенств, но с Божьей помощью. А вот теперь подумайте: как соотнести со сказанным предложенные (почти «взахлёб») автором книги постулаты о решении современных проблем: "Разумный мир – объединение единомысленных воХристе. Нельзя строить такой мир из кого попало, ориентируясь на географические границы нынешних государств и, тем более, применяя насилие к инакомыслящим... Понятно, что на современном этапе, сообщество разумных требует территориального обособления от внешних по типу "государство в государстве", благо места для этого, особенно у нас в России, хватает. Одновременно такие же анклавы, управляемые единой головой, будут образовываться и в других странах. Время ныне самое благоприятное."(стр.7-8). И как соотносится с христианским учением о любви к ближнему следующая ниже фраза:"К сожалению, придётся соблюдать все принятые у внешних бюрократические, бумажные формальности (естественно только для внешнего употребления). Это лишь разумная предосторожность. Не стоит думать, что остающиеся в мире животные с радостью встретят наш исход. Вместе с тем никогда не следует забывать: внешние – не враги, а братья, которых мы должны привлечь своим примером."(стр.9).
Скорее можно провести аналогии с подобными высказываниями у Ницше. Но это совсем не напоминает Евангельские повествования о том, как Христос ходил среди простых людей, не чуждался грешников, общался и поучал безграмотных и неразумных, ел и пил вместе с ними, исцелял и миловал даже тех, которые в дальнейшем не стали Его последователями. "И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 10-13).
Автор «Преображения» сознательно дистанцируясь от традиционной Церкви (как «разумный» человек), тем самым сам ставит себя вне Церкви и вне её традиции: "Традиционное христианство, основываясь на внешнем толковании Библии, полагает, что нынешний всемирный идиотизм чудесным, сверхъестественным образом будет исправлен в судный день. Ну хорошо, допустим так. И что же теперь – сидеть сложа руки, молиться и ждать когда всё исправится без нашего учас- тия? В тысячах храмов ежедневно, и не по разу, произносятся прошения великой ектении. Прекрасно, если ваши желания действительно совпадают с вашими прошениями. Хорошо, что вы проговариваете такие желания словами молитвы. Но каков результат? Доброго надо не только просить; доброе нужно делать. Крайне трудно делать добро, когда перед вами и вашими близкими постоянно маячат чисто физические проблемы еды, одежды и жилья. Вы поневоле будете вынуждены включаться в ныне существующий мировой порядок. Пойдёте - на завод – будете производить ненужные предметы. Пойдёте преподавать – будете учить детей тому, что вам укажет государство. Пойдёте в армию – будете воевать с теми, с кем прикажут. Вывод – организуем собственную, независимую от мира экономику. Выкупайте землю, выкупайте и стройте заводы, стройте жильё, стройте школы, стройте университеты." (стр. 9-10). Он предлагает и новую терминологию своей нью-церкви: "Важнейшая специальность будущего обозначена одним современным провидцем, как "мастер-наладчик по уму и настроению", что соответствует православным понятиям "духовник", "старец". Также весьма важная специальность будущего – своего рода "информационный повар". Уже давно назрела необходимость систематизации и перевода на электронные носители огромного объёма информации накопленного человечеством." (стр.9) И уже абсолютный перл: "Представьте этот мир, как предприятие по производству людей, святых. Как и на всяком предприятии, мы можем оперировать понятиями "выход годных", либо "процент брака". В чём задача? Свести процент брака к нулю."(стр.9).Ведь стать святым по мнению автора это так просто: немного поучился, немного посамосовершенствовался , посидел над компьютером, почитал «полезные» статеечки, примерил «разумные» мысли, которые пришли в «светлые» головы избранных и «разумных», выбрал себе труд полезный (конечно, это не хождение на бесполезный завод! – а лучше посидеть за чистеньким компьютером…) Вот тут недалеко и до «святости»! Читая сочинение Александра Г., поражаешься тому, как сам автор путается в своих сентенциях, спешит высказаться и сам себе противоречит: "Человек знакомый с историей христианства может видеть, что уже к третьему веку от Рождества Христова – к началу эпохи Вселенских Соборов, искусство истолкования притч было практически повсеместно утеряно, как то и предсказано в Библии. Тем не менее, того что в Библии сказано явно оказалось достаточно для сонма святых явленных миру христианством. Нетрудно догадаться – за прошедшие две тысячи лет то, о чём говорят притчи, многократно и многообразно сказано явным, открытым языком. Не исключение и эта книга, ведь речь здесь идёт не о каких-то заморских диковинах, но о происходящем в вашей голове. Следует понять, что знание структуры внутреннего мира человека и происходящих в нём про-цессов – лишь инструмент, которым вы вольны воспользоваться, либо нет. Святость, в первую очередь, определяется совершенством эмоциональной сферы. Критерии такого совершенства определяет разум, он же осуществляет селекционную работу в сфере эмоций. Какое отношение к такой работе имеет, например, многовековой спор католичества и православия о том исходит ли Святой Дух только от Отца, или же и от Сына? Спрошу и тех кто почитает Библию за Священное Писание лишь отчасти, выборочно: могут ли избирать канон Священного Писания люди не понимающие Его языка? Но дети продолжают играть в слова. Ну ладно бы, только играли; но ведь они ещё и дерутся... Ныне детство человечества заканчивается."(стр.14). Хочется задать вопрос: автор чётко понимает какое противоречие между толкованием Священного Писания к началу 4 века (кстати, тогда не закончился, а начался расцвет христианской мысли: это образование и расцвет Византийского Царства с сонмом великих святителей и святых) и простого, ясного языка Библии, родившего эти сонмы святых? Далее весьма «скромное» сравнение своего сочинения с языком Библии и «головокружительное» определение святости через совершенство эмоциональной сферы. А совершенство это определяет разум и не какой-нибудь, запутавшийся в сравнительном Богословии между католиками и православными, или другой какой, не согласный с автором, незрелый, «детский». Вот вам и «истина» в последней инстанции! Главное, пошире уши и вы услышите такое, что ещё мир не слышал и до чего он ещё никак не додумался… Простите, немного напоминает сказку Андерсена про новое платье короля, в которой, чтобы не показаться глупцами все любовались «невидимым» платьем, а король-то был голый!…И, чтобы оценить произведение Александра Г. по достоинству, хочется сделать это словами самого же автора: "Заметим, что поступающая к нам информация избыточна и далеко не вся идёт в пищу. Для оперативной оценки этого потока служат глаза и, в меньшей степени, другие органы чувств. Например, не обязательно читать книгу целиком для того, чтобы определить съедобен данный текст или нет. Обычно достаточно нескольких страниц."(стр.22). Сказано как нельзя точно и к месту. Далее мы предлагаем вам отдельные цитаты книги проиллюстрировать высказываниями по этим вопросам святых отцов Церкви и подвижников благочестия.
Вопрос: Кого можно поминать в утренних молитвах об усопших? Мне в голову приходят все люди с которыми я каким либо образом соприкасался. Даже соседи. Причем есть люди с тяжкими и смертными грехами, можно ли их поминать, не делаю ли я себе этим хуже?
Ответ:Молиться за других – дело любви. То, что Вам хочется молиться за других людей (не родственников) очень хорошее чувство. А чтобы не быть голословным, хочу привести выписку из Священного Писания: «Молю прежде всего творить молитвы, моления, прошения, благодарения за всех людей, за царя и за всех, кто во власти суть, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.» (Из первого послания к Тимофею апостола Павла, глава 2). Обратите внимание на слово «царя», потому что когда апостол Павел писал это послание, царём тогда был, немного-немало, сам Нерон. Наверное, говорить о том, какая это была личность, не приходится: лютый гонитель христиан… Так что молиться на домашней молитве можно не только за некрещёных, но и за инославных. Другое дело церковная молитва. Принадлежность к Православной Церкви, участие в церковных таинствах, общая церковная молитва даёт возможность предстательства о таком христианине всей Церкви. Поэтому молитва за невоцерковлённых, некрещёных людей в лоне Церкви делается бессмысленной, так как они не участвуют в её жизни. Молитва за неблагополучных покойников и самоубийц совершается только по благословению своего духовного отца и разрешается только близким родственникам, так как требует много духовных сил, а неопытный человек от такой молитвы может повредиться.
Вопрос:Как просить прощения и молиться человеку, покусившемуся на свою жизнь и отчаявшемуся в своём спасении?
Ответ:Наш Господь – Бог любви и милосердия. Для Него безмерно жаль не только страдающего человека, но и всякое творение, которое мучается на земле. Человеку достаточно сделать шаг навстречу Богу, а Он уже делает два. Достаточно даже одного движения души, чтобы Господь стал внимать нашим мольбам сердечным. Есть такое выражение: «Господь и намерение целует». Потребность в покаянии заложена в бессмертной нашей душе. Побывав на грани жизни и смерти, человек многое переосмысливает и переоценивает. Нет такого на земле греха, которого бы не простил Господь. Иисус Христос простил бы и Иуду, если бы тот принёс покаяние. Но Иуда отчаялся и усомнился в милосердии Божием. И это отчаяние толкнуло его в окончательную погибель. Не так страшен грех, как нераскаянность. Господь ждёт, и стоит, и стучит у дверей нашего сердца. Но мы не слышим этого зова, проходим мимо Господа, не замечая того, сколько раз в жизни Он и помогал нам и спасал от неминуемой гибели. «Сыне, даждь мне сердце», - говорит Господь. Конечно, каяться в таком деянии необходимо, чтобы оно не повторилось вновь. При этом необходимо почаще посещать Храм, и участвовать в Церковных Таинствах, наипаче в Таинстве Святого Причащения. Теперь о том, какие читать молитвы. Можно читать канон покаянный, который помещён в молитвослове. Он так и называется « Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу». Также в молитвослове находится и «Канон молебный ко Пресвятой Богородице (поемый во всякой скорби душевной и обстоянии) творение Феостирикта монаха. И ещё хочется добавить: не спешите уходить из этой жизни, в ней ведь столько Прекрасного и Величественного, ради чего стоит жить.Оберегайте священный дар жизни, который даётся только раз для того чтобы заслужить вечность...
Вопрос: Псалом 50, во время его чтения, как переносить слова на себя. Я не совсем понимаю слова - Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави меня от кровей (от чего избави?) и далее - благоволением твоим Сиона(Сиона?)
Макет реконструкция древнего Иерусалима. Гора Сион, дворцовые башни .
Ответ: Теперь перейдём к толкованию 50 псалма. Этот псалом называется покаянным. Царь Давид написал его потому, что согрешил, взяв себе в жёны Вирсавию, супругу своего военоначальника Урии, которого отправил на верную смерть. В православной традиции псалом читается, как сугубо покаянный. Поэтому и переносить на себя нужно не слова, а покаянное чувство. Далее: «Избави мя от кровей Боже». Кающийся Давид молит о прощении греха убийства Урии. Святитель Афанасий великий видит здесь два смысла. Первый, буквальный – покаяние в совершённом грехе. Второй – пророческий. Псалмопевец видит прекращение кровавых жертв в будущем и установление закона духовного: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (из 50 псалма). Теперь следующий стих. «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския…» В святоотеческом экзегетическом наследии эти стихи толкуются
Раскопки в старом городе Иерусалима на Сионской горе.
исторически и символически. Святой город Иерусалим был построен на семи холмах-горах. Одна из гор – священная гора Сион. Блаженный Феодорит видит здесь пророчество о Вавилонском плене. Давид говорит от лица тех, кто желал освобождения и оплакивал запустение города. Святитель Афанасий великий даёт символическое истолкование псалма: «Сионом называется здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил возглавити всяческая о Сыне Своем, тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его». Слова псалма «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» можно вполне отнести к современному нам обществу и молитвенному пожеланию, чтобы правда Божия возсияла в сердцах неверующих людей, живущих по велению своего страстного и необузданного сердца. Оба метода изъяснения (исторический и символический) правомерны, потому что Священное Писание по своему богословскому и духовному содержанию многомерно.