Афон передал свои уставы и заветы, свой чин и дух святым обителям нашего христолюбивого Отечества. Дух и чин, правила и уставы Афона проникли всё церковное чинопоследование всех церквей святой православной Руси, как нерушимый завет святых отцов, как совершеннейший идеал, к осуществлению которого все мы стремимся по мере наших сил и немощей, по мере стесняющих нас условий окружающего нас миpa.
Первая обитель русских монахов на Афоне — монастырь Богородицы Ксилургу. Первые сохранившиеся официальные документы этого монастыря относятся к началу XI века и свидетельствуют о том, что насельники его были русскими. Начиная же с 1169 года русские монахи перешли на жительство в более просторный монастырь святого Пантелеймона, называемый также Русским монастырем или Русиком.
Дорога от Ксенофонта до Старого Русика займёт у нас немногим более часа пути и будет пролегать по гористому лесу от побережья вглубь полуострова. Поражают постройки, которые совершались монахами вручную по укреплению пешеходных дорог. Здесь и мостики, и акведуки и простые мощёные дороги. Сколько монашеских трудов положено на их созидание!
Наконец мы достигли желаемой цели и увидели построение Старого Русика: храмы и высокую башню (на фото - видна слева). В верхней части старинной башни (пирг), в храме святого Иоанна Предтечи, принял монашеский постриг будущий святой Савва Сербский.
После пострига, в знак того. что мир более не имеет над ним власти, царственный юноша, твёрдо решивший стать иноком, сбросил своё княжеское одеяние воинам, посланным его отцом, возвратить сына. Впоследствии и его отец прибыв на Афон, также принял постриг с именем Симеона, оставив свой царский трон в Сербии. После кончины на Афоне преподобного Симеона его мощи прославились обильным мироточением и чудотворениями.
На Старом Русике храмы: Святого великомученика и целителя Пантелеимона (на фото) и Почаевской иконы Божией Матери, построенные благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века.
В 1169 году по просьбе братии обители Руссов (во главе которой стоял тогда игумен Лаврентий) святогорцы уступили русским запустелый Нагорный монастырь с храмом во имя святаго Пантелеимона. Прежняя их обитель Ксилургу также оставалась за русскими, но уже в виде скита, как и ныне.
В Нагорном Русике до постройки новых храмов на этом месте находился престол древнего храма. В конце XVIII века русский монастырь переместился на западный берег Афона, так как число братии увеличилось.
За Старым Русиком сохраняется статус русского скита, в котором в настоящее время проживают несколько монахов. Из скита Старый Русик мы отправимся в первый русский скит - Ксилургу.
Чтобы попасть в скит Ксилургу из Старого (или Нагорного) Русика нам придётся идти на север. Расстояние между скитами около 12 км, и на дорогу нам потребуется не менее 3 часов. Скит Ксилургу находится на восточном склоне Святой Горы Афонской в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы. |
|
|
В бытность преподобного Антония (X век) Афон заключал в себе 50 тысяч иночествующих разных наций и до 150 обителей, в том числе и «Обитель Руссов» с придаточным названием «Ксилургу» (т.е. Древоделя).
Соборный храм скита освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, это один из самых древнейших храмов на Святой Горе (на фото справа: на переднем плане). Другой малый храм - во имя преп. Иоанна Рыльского (на фото справа: на заднем плане). Третий храм освящён в 1890 году во имя славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия и расположен над трапезной (на фото слева).
В Успенском храме скита хранится чудотворная икона Божией Матери "Гликофилуса" ("Сладкое лобзание") и древняя икона Успения Пресвятой Богородицы.
В 1080 году указом греческого императора Алексия Комнина повелено было отделить 1/20 часть всей Святой горы и передать её в собственность русским инокам. Отсюда стала значиться и славиться наша русская обитель на Афоне.
Благочестивые предки наши, жаждавшие безмолвного уединеия ради спасения души своей, стали приходить сюда в таком множестве, что в половине XII столетия они уже не вмещались в тесных стенах Ксилургу и чувствовали немалую нужду в помещениях.
Если мы обратим свой взор из скита на восточное побережье Афона, то увидим прекраснейший собор, возвышающийся посреди обители. Это бывший русский скит святого пророка Илии. Расположен скит рядом с монастырём Пантократор, который получил право на владение им в конце XX века.
|
|
В 1757 году скит был передан монастырём русскому подвиж нику Паисию (будущему преп Паисию Величковскому) с 12 учениками. В скором времени здесь собралось около 100 иноков. После удаления преп. Паисия с частью учеников в Молдавию скит стал прихо дить в упадок, но с 1835 года началось его возрождение. |
Скит святого пророка Илии расположен на северо-восточном склоне Афонской горы, на холме весьма красивом и живописном, но пустынном. С трёх сторон этот скит окружён высокими горными склонами, покрытыми вечною зеленью лесов и кустарников. И только с восточной стороны он совершенно открыт, обнаруживая тем самым великолепный вид на море с лежащими вдали, на голубой глади вод, тёмными пятнами островов.
Когда скит восставал из развалин после турецких разорений и нуждался в помощи, туда явился замечательный человек, выдающийся ктитор и благодетель, - иеромонах Аникита, в миру князь Ширинский-Шахматов. Но полного процветания скит достиг лишь при старце Паисии втором. Этот трудолюбивый настоятель перестроил весь скит и к 1850 году закончил большой план своих работ.
Число иноков снова стало умножаться и вскоре опять уже недостовало помещений для вновь поступивших. И потому он воздвиг ещё один огромный корпус, в котором устроил две церкви. Жертвенные благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор и в тоже время удовлетворить все потребности обители.
Всё это привело её в то цветущее состояние, которое она обрела на-кануне первой мировой войны, когда представляла собою огромную и благолепную общежи-тельную обитель... Предание гласит, что знаменитый подвижник и основатель Свято-Ильинского скита, великий старец Паисий был человеком, сеявшим вокруг себя семена христианской кротости, и необыкновенной доброты. его простодушная, искренняя лас-ковость согревала каждого, кто имел радость с ним встретиться... Самым сильным воспоминанием паломников является память о церковных службах в этой благо-лепной и тихой обители. Всенощное бдение здесь, на Афоне |
|
|
отличается своею кроасотою и своеобразием. Под праздники служат всенощную, в прямом смысле этого слова — она длится всю ночь. Самая длинная служба, продолжается часов шестнадцать: великая вечерня начинается примерно в восемь вечера, а литургия кончается после полудня.
Но это - в престольный праздник.
Обычная всенощная длится часов семь-восемь, то есть ночь — это время, когда монахи, как считается, должны бодрствовать. В церкви обычно есть стасидии — стоячие кресла, где можно стоять, упираясь в подлокотники, иногда можно присесть на сиденье. Один из монахов ходит и смотрит, не заснул ли кто. Задремавшего он тихонько постукивает по плечу: «Проснись, брат!»
|
|
На Афоне такая интенсивная молитвенная жизнь не проходит бесследно: если человек все время проводит в церкви, если он все время молится, ежедневно открывает помыслы, если он, даже не будучи хорошим, все время стремится быть таковым, — он не может не начать меняться к лучшему...
Служба начинается практически в полной темноте. Едва горят лишь лампадки перед ликами Христа и Богородицы в нижнем ярусе иконо-стаса и лампадка чтеца, свет от которой падает только на страницу открытой книги. Поют антифонно на два клироса и очень протяжно. Это неспешное, благоговейное внимание хора к словам канонарха,
|
это ловимое сердцем и износимое из сердца, как хвала и молитва, повторяет пение их... Подобно пению, и чтение отличается точностью, правильностью и выразительностью.
Впечатление глубокое и неизглади-мое в душе оставляет это чудное пение и богослужение...
Когда в исторических справках читаешь, как
обитель приходила в упадок или разорялась, отделённый временем ты не осознаёшь всей горечи такой утраты. Но когда ты являешься современником таких событий, то сожеление и печаль не может не коснуться твоего сердца. Последние годы скит принадлежал Русской Зарубежной Церкви и в нём теплилась монашеская жизнь: всегда подвизалось около десяти монахов. Но, к сожалению, в 90-е годы иноки были изгнаны и лишены греческого гражданства за непоми- |
|
|
вение
Вселенского Константинопольского Патриарха, а скит передан грекам. Так мы лишились ещё одной русской святыни на Афоне.